Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Символичный календарь

Когда бывает Рождество? Спросите родных и знакомых или даже прохожих, и я уверен, что ответ в большинстве случаев будет таким: наше русское Рождество — 7 января, конечно! И кто-то добавит: в отличие от этого их западного «рождества» 25 декабря, которое давно стало праздником потребления.

Календарь всегда символичен, а символы подвержены переосмыслению, и эта история служит тому лучшим примером. Наверное, нет нужды подробно объяснять, как это получилось, но азы все же напомню.

В 1582 году римский папа Григорий внес поправки в календарь, принятый еще при Юлии Цезаре, чтобы приблизить его к движению светил. Разные страны переходили на этот календарь в разное время: сначала — католики, потом — протестанты, а в двадцатые годы прошлого века его приняли и православные страны и церкви (кроме иерусалимской, русской, грузинской, сербской и монахов с горы Афон). Верующие этих церквей пользуются в быту григорианским календарем, а в богослужебной практике следуют юлианскому, разница в настоящее время составляет 13 дней.

Это далеко не единственный пример в мире, когда религиозная община следует собственному календарю — собственно говоря, он есть в любой религии. Иудейский праздник «Лаг баомер» (буквально — «33-й день по Омеру») в 2016 году приходится на 26 мая, и это два совершенно разных календаря. Но вот 25 декабря последние сто лет приходится у православных на 7 января, и это уже совсем другое: какой-то странный сдвиг внутри одного и того же календаря с одними и теми же месяцами и числами.

Когда большевики ввели в феврале 1918-го новый стиль, русская церковь его отвергла после некоторого колебания.

Декрет Совнаркома выглядел как еще одно грубое вмешательство в народную жизнь, принять его означало бы согласиться с директивной манерой комиссаров, а кроме того, по этому календарю в 1918 году не жила еще ни одна православная церковь, так что его принятие означало бы отрыв от собратьев по вере. А вскоре «новый стиль – старый стиль» сделались знаменем противостояния в Гражданской войне, и переход города из одних рук в другие означал и немедленную смену календаря.

К 1923 году, когда реформа календаря стала приниматься в поместных православных церквах, этот вопрос для православных верующих в России давно уже не имел никакого отношения ни к календарю, ни к движению светил, а только к уступке победившей безбожной власти или к хранению своего исторического наследия. Так оно и осталось на долгие десятилетия.

Сегодня, пожалуй, единственный православный праздник, который заставляет об этом календарном вопросе вспоминать, — это Рождество. Ну вот, к примеру, Преображение — «6 августа по-старому», как писал Пастернак, или 19-е по-новому, и нет особой разницы, когда именно его отмечать. А тут Рождество стыкуется с Новым годом в обратной последовательности, чем у почти всех остальных народов.

А ведь

Новый год и был возвращен в праздничный календарь при Советах именно как альтернатива Рождеству.

Первые советские годы его совсем не отмечали. Но в канун нового, 1936 года газета «Правда» опубликовала небольшую заметку: «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?»

Автор предложения Павел Постышев вскоре был расстрелян, но идея прижилась. Заметим, что с самого начала из праздника было напрочь исключено все рождественское, как и на елочной верхушке вифлеемская звезда сменилась кремлевской. Но празднество переняло очень много у того, дореволюционного Рождества, и далеко не только елку. Торжество в кругу родных и друзей, с надеждой на новую, лучшую жизнь, подарки и застолье — все это смотрится совершенно по-рождественски!

И в самые глухие атеистические годы непременный атрибут новогодних празднеств — вера в добрые чудеса.

Ну хотя бы в то, что, напившись в хлам с друзьями в бане, можно встретить женщину своей мечты, не затратив ни малейших усилий на поиски.

Но тут же нам возразят православные ревнители: как, какой Новый год? Идет завершение Рождественского поста, самое строгое его время, а вы тратите его на обжорство и пьянство! Ни в коем случае, никакой елки, никаких подарков до седьмого… то есть до двадцать пятого по старому стилю!

Менее строгие православные объяснят, что ради праздника можно соорудить шикарный стол с рыбкой, икрой и морепродуктами, вроде как вполне постно, но еще вкуснее, чем с этим вашим дурацким оливье. И напиваться не обязательно, так, чуточку шампанского… А некоторые даже служат в новогоднюю ночь в храме литургию. Только все равно, как ни крути, выходит, что встречают они Новый год по новому стилю, а Рождество — по старому.

В традиционном христианском календаре Рождеству предшествует пост, а за ним следуют Святки — время веселья и развлечений. Их кульминация — День святого Василия Великого, он же — праздник Обрезания Господня (да-да-да, Иисуса как еврейского мальчика обрезали на восьмой день после рождения), то самое 1 января. А у нас, выходит, праздник посреди поста, хоть с рыбкой, хоть даже с литургией, и Святки — посреди рабочей недели.

Вот чтобы придать смысл этой несуразице, и говорится много всяких слов о празднике потребления, о том, что только мы, да братья-сербы, да афонские отшельники, да иерусалимские старцы, ну еще заодно и грузины сохранили древнее благочестие и важнейший его символ — календарь Юлия Цезаря. Нет, не перейдем на новый стиль, покуда живы!

Теоретически этот вопрос мог бы быть обсужден в наступившем году в Стамбуле на Всеправославном соборе, созыв которого давно готовился, а обсуждался так и вовсе последние полвека. Но в свете нынешних политических событий этот собор вряд ли состоится, во всяком случае в том виде, в каком он замышлялся, и дело тут не только в напряженных отношениях между Россией и Турцией. Идеология «русского мира», хранителя истинных ценностей и духовных скреп, вообще не очень совместима с какими-то компромиссами с греками, у которых НАТО, ЕС, санкции и теперь ко всему еще и однополые браки. Вот пусть и живут по своему календарю, а мы будем жить по своему.

Великий праздник Рождества становится поводом не только для потребительских оргий (это нам, похоже, уже не грозит), но и для геополитических фантазмов. Но… не всегда ли так и было?

Борьба христианского и языческого восприятия зимнего праздника насчитывает, пожалуй, столько же лет, сколько и сам праздник.

В языках большинства христианских народов он вовсе не связан со Христом или Его рождением, тут английское Christmas или испанское Navidad — скорее исключение. Литовское Kalėdos, болгарское Коледа (ср. наши колядки) — от латинского «календы», первый день месяца. Немецкое Weihnachten восходит к древнегерманскому «святые ночи», латышское Ziemassvētki означает «зимние праздники», равно как и скандинавское Jul или Joulu. Собственно, это древний языческий праздник солнцеворота, возвращения тепла и света в этот мир.

Да ведь и христиане когда-то избрали для Рождества именно это время по той простой причине, что люди уже привыкли праздновать нечто важное и святое — оставалось только наполнить празднование новым смыслом.

В Библии дата Рождества Христова не названа, не донесли ее до нас и косвенные источники.

Солнце возвращается в мир — вот и время праздновать приход Спасителя Христа.

Календарь — это поле битвы за символы, за то, какими смыслами их наполнить. И 2016-й год нашей эры, он же — от Рождества Христова… э, нет, простите, пока 2015-й, ведь у нас на дворе декабрь по старому стилю — еще один эпизод в этой долгой, сложной истории.

Новости и материалы
В Москве прошла репетиция Парада Победы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
Все новости