Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Последний бастион

Консерваторам всего мира нынешняя Россия представляет себя как последний оплот христианской цивилизации. Она может дружить с Азией, но видит себя Европой, причем такой, какой сама Европа уже перестала быть. Вслед за Шпенглером наши идеологи и проповедники (например, священник В. Цыпин на официальном патриархийном сайте) говорят о закате этого прекрасного мира. А его новый рассвет или по меньшей мере сохранение того, что еще можно в нем сохранить, связаны, разумеется, с Россией.

Отчасти именно по этой причине наш президент встречался с папой Римским. В конце концов, отчего бы не поговорить двум мировым лидерам, один из которых по должности безошибочен, когда выступает с кафедры на темы религии и морали, а другого, по его собственному признанию, Господь так вел по жизни, что ему вообще ни о чем не пришлось ни разу сожалеть — безошибочность в режиме 7/24? Куда уж традиционней и ценностней.

Но насколько соответствуют действительности эти претензии на звание последнего бастиона христианства? Все же не очень.

Показательная мелочь: в нашей стране улицы и проспекты Ленина, если их выстроить в линию, протянутся от Твери до Хабаровска — это самое популярное название для улиц в российских городах.

На втором месте — улица Советская, на третьем — Октябрьская. Не очень похоже на христианские ценности, если честно.

А на каждую Пасху мы получаем полицейскую статистику о том, сколько человек «посетили храмы» в самый главный православный праздник (то есть начиная с тех, кто зашел на минуту полюбопытствовать, до тех, кто простоял всю праздничную службу и причастился). И в Москве это число за все постсоветские годы не превысило 5% населения.

Какой процент посещает церковь в европейских странах, сказать трудно, данные разнятся, да и очень разные страны есть в Европе, от секулярной Чехии до религиозной Мальты. Но Россия тут точно не в передовиках (см., к примеру, данные «Википедии»). Есть в Европе страны, где в обычное воскресенье, а не на Пасху в церковь отправляется примерно половина населения (Польша, Ирландия, Мальта) или хотя бы треть (Италия, Словакия).

Но говорить об этом нашим православным нельзя. Тут же услышишь что-то вроде: «Вот у нас в храме в воскресный день яблоку негде упасть». Разумеется, если речь идет о небольшом деревенском храме на окраине Москвы, единственном на спальный район с населением в сотню тысяч человек. «А вот в Европе храмы пустеют», — тут же добавит наш собеседник, и бесполезно будет ему указывать на то обстоятельство, что в Европе храмы, как правило, не взрывали и не превращали в овощехранилища на протяжении большей части XX века. Там хотя бы осталось чему пустеть.

Впрочем, речь ведь не о статистике, а еще точнее, не о нынешней эмпирической реальности. Говоря о России как об оплоте и последней надежде христианской цивилизации, обычно имеют в виду, что Запад со все возрастающей скоростью движется в сторону гей-браков и прочих антихристианских безобразий. То есть

смотреть надо не на статику, а на динамику: не в том дело, где мы сейчас, а в том, куда движемся.

Но тогда надо и само понятие «христианских ценностей» рассматривать в динамике, ведь не всегда они понимались одинаково. Лет пятьсот назад преподобный Иосиф Волоцкий, к примеру, советовал последовать примеру благочестивого гишпанского короля в том, что касалось… сожжения еретиков. Этот процесс тогда тоже считался вполне христианским и даже необходимым для защиты традиционных ценностей. Многое с тех пор изменилось, да и всегда менялось, еще с апостольских времен. Христианство, оно живое, а значит, оно живет и развивается.

После 1917 года русские христиане оказались, по сути, в осажденном лагере, главной их задачей стало сохранение того, что еще можно было сохранить. По сути, XX век европейского христианства прошел мимо них, а ведь тенденции были очень похожими. Достаточно сказать, что Московский собор 1917–1918 годов по своим решениям во многом был похож Второй Ватиканский собор, который католики провели на полвека позднее.

И сейчас в каком-то смысле русское православие возвращается туда, где оно не смогло побывать из-за 70-летнего перерыва, — в Европу 30-х годов XX века.

В Европу националистических и авторитарных режимов, отстаивавших традиционные ценности в тесном союзе с церковью, от Польши Пилсудского до Португалии Салазара. И вот давайте не будем лишний раз поминать Адольфа Алоизыча, сейчас речь совсем не о нем.

Такие режимы опирались на христианскую риторику и церковные структуры в общем-то вне зависимости от степени личной религиозности их вождей: Салазар был искренне верующим католиком и традиционалистом, Пилсудский — человеком вполне светским и к тому же социалистом. Но на какую еще структуру, кроме церкви, могли они опереться в мире, где все ценности и условности старой доброй Европы стремительно летели под откос? И у кого, как не у вождя нации, могли искать поддержки и понимания в ту лихую пору церковные институции?

А потом Европа пережила ужасную войну и смену многих режимов,

потом пришли революционные 1960-е, и консерваторы с удивлением обнаружили, что теперь «запрещается запрещать»: им приходилось искать новый язык для разговора с молодежью. В том числе и новый христианский язык.

Нечто подобное происходило и в России в те самые оттепельные 1960-е, только ее величество традиция, которой отказывались повиноваться бунтовщики, в СССР была коммунистической. И с ранних 1970-х в интеллектуальную моду постепенно вошло православие именно как нонконформизм, как неприятие официальной идеологии, как стремление жить своим умом и по своим принципам.

Вроде бы то же самое… Просто у нас в 1917 году все поменялось местами. Снова мы догоняем Европу, но догоняем ее вспять.

Наверное, нашему обществу надо пройти и через эти консервативно-авторитарные тридцатые, лучше в ослабленной, а то и карикатурной форме, просто чтобы понять, хотим ли мы во всем этом жить на самом деле. И хотим ли того же для внуков.

Наверное, история устроена так, что некоторые этапы общественного развития просто нельзя проскочить: каждая страна, принадлежащая к христианской цивилизации, проходит их по-своему, в своем темпе и в свое время, и Россия тут не исключение.

Ну а пока… Пока мы ужасаемся претензиям спикеров от православия на всезнайство и всевластность или, наоборот, радуемся уникальности культурных кодов нашей особой русской цивилизации, которую не коснутся ни валютная корысть, ни мирская суета. И все же гишпанский король больше не жжет своих еретиков, вот и мы когда-нибудь перестанем. Тогда как раз опыт гишпанских и прочих западных христиан нам очень пригодится: а как из всего этого ценностного традиционализма выходить с наименьшими потерями и как вообще разговаривать с людьми после всего этого?

Только не надо ждать, что весь остальной крещеный мир одумается и следом за Россией вернется в тот век христианнейших государей с их имперскими амбициями, в век раздела сфер влияния, аннексий и локальных войн во имя традиционных ценностей. Он там уже побывал, он с ним уже расстался. Как, впрочем, и Россия, хотя она пока, похоже, сама этого не осознала.

Новости и материалы
Пентагон опроверг отправку военных советников США на линию фронта на Украину
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Все новости