Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эксперимент: что YouTube показывает детям

В ОП рассказали, как YouTube может быть опасен для детей

Уверен, многие хотели бы хоть ненадолго вернуться в детство: поиграть во дворе с друзьями после школы, провести лето на даче и не думать ни о чем, кроме уроков. И знаете, мне это удалось. Но ребенком я стал лишь в глазах YouTube для того, чтобы провести очередной эксперимент. Его результатами я, с удовольствием, поделюсь с вами.

Как мы знаем, площадка не отличается качеством и непредвзятостью модерации. А ведь именно дети являются самой впечатлительной и уязвимой категорией зрителей, для которых цена ошибки или халатности модератора особенно высока. Уже известны случаи, когда юная аудитория получала в рекомендации на YouTube Kids видео про употребление наркотиков, огнестрельное оружие и отбеливание кожи.

Новости новостями, но я решил посмотреть лично, что видеохостинг показывает ребенку.

Регистрация на сайте, по общим правилам платформы, возможна с 13 лет и варьируется в зависимости от законодательства государства пользователя. У нас в России возраст, с которого возможно создание аккаунта на площадке – 18 лет. Несовершеннолетним зрителям видеохостинг предлагает смотреть «YouTube Детям», якобы защищенный от деструктивного контента и усиленный дополнительной модерацией.

Звучит отлично, но есть одно «но».

У «детского» YouTube есть три заметных отличия от «взрослой» версии. Первое: нельзя оставлять комментарии. Второе: можно ограничивать ребенку возможность самостоятельного поиска по видео. Третье: чтобы попасть на платформу без регистрации, предусмотрена несложная процедура – математический пример из программы первого класса. И это в том случае, если ребенок не «сжульничает» и укажет свой возраст младше 18 лет. В обратном случае никаких проблем с доступом не возникнет. Это особенно любопытно, потому что стандартный YouTube вообще никак не проверяет возраст зрителя, даже самыми элементарными способами.

На первый взгляд на «YouTube Детям» все выглядит спокойно и вменяемо, однако даже на детской версии хостинга присутствуют ролики о специальной военной операции на Украине с лозунгами. Даже здесь, хоть чуть-чуть, хоть совсем ненавязчиво, но пропихнули прозападное видение конфликта. Стоит отдать должное, в рекомендации это мне не попало – найти такое видео я смог только через поиск по слову «война».

Казалось бы, вот оно счастье – смотри «YouTube Детям» и не знай забот. Но есть одно «но» о котором я упоминал выше. Проблема в том, что хостинг предлагает всего лишь 3 возрастные категории: «Для самых маленьких» (до 4 лет), «Для дошкольников» (5-8 лет) и «Для детей постарше» (9-12 лет).

В чем проблема, спросите вы?

А что же насчет подростков со всеми своими особенностями переходного возраста: желанием выделиться, попробовать что-то новое, побунтовать против родителей и общества? Им, получается, дорога одна – на обычную версию видеохостинга, для доступа к которому даже примеров решать не нужно. И там их неокрепшую натуру с распростертыми объятиями встретят деструктив, фейки и полная мощь прозападной пропаганды. Не будем также забывать и о том, что ничто не помешает и ребенку младше 12 лет попасть на основной YouTube.

Я прекрасно понимаю, что создавать отдельный канал для аудитории абсолютно каждого возраста трудозатратно и банально невыгодно. И проверять вручную каждое видео тоже невозможно – каждую минуту на основной YouTube загружают 500 часов видео. Но существует понятие «обратная связь». А с ней видеохостинг однозначно не дружит. Особенно показателен случай, когда сервис по ошибке сутки показывал детям хоррор о том, как скелет ходит по кладбищу в поиске любви и умирает от депрессии.

Проблема была не только в алгоритме – поддержка YouTube не спешила исправлять ошибку. В результате автору пришлось активно рассказывать о проблеме в других соцсетях, чтобы привлечь к ней внимание видеохостинга.

На самом деле, любые вопросы к хостингу «снимаются», если посмотреть, на чем зарабатывает его материнская компания Google.

Несмотря на масштаб и наличие огромного количества высокотехнологичных продуктов и проектов, ИТ-гигант «живет» исключительно за счет рекламы – ее доля в общей выручке компании стабильно превышает 80%. И огромная часть контента на YouTube создается именно для детей, несмотря на заявления компании о том, что платформа для них не предназначена. И вывод очень прост. Для ИТ-гиганта ваш ребенок – зритель, который должен приносить деньги своими просмотрами. И в этом контексте относительно безопасный «YouTube Детям» – всего лишь способ вызвать доверие родителей и завлечь «генератор долларов» на площадку с самых юных лет.

Автор – руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети «Интернет».

Новости и материалы
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Все новости