«Украинский мир» против «русского»

Борис Фаликов о том, сможет ли Украина добиться церковной независимости

Борис Фаликов 17.04.2014, 12:48
Филарет Денисенко, глава украинских греко-католиков (УГКЦ) Святослав Шевчук и представитель... Совет церквей Украины
Филарет Денисенко, глава украинских греко-католиков (УГКЦ) Святослав Шевчук и представитель иудейской общины

К двум существующим патриархатам, Московскому и Киевскому, на Украине в скором времени может добавиться еще один — Греко-католический, что, по мнению Москвы, сильно осложнит обстановку, причем не в пользу РПЦ.

Глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион дал интервью старейшему католическому изданию США «National Catholic Register». На вопрос о том, состоится ли встреча патриарха Кирилла с папой Франциском, главный церковный дипломат привычно ответил, что состоится, но только тогда, когда будут преодолены некоторые препятствия.

Какие? В настоящее время главное препятствие — это то, что Ватикан не может или не хочет повлиять на украинских греко-католиков, ответил митрополит.

Греко-католики появились на Украине в самом конце XVI столетия в результате Брестской унии, поэтому их нередко называют униатами. Именно на соборе в Бресте часть епископов Киевской митрополии объявили о признании первенства папы Римского и других католических догматов, но обряд сохранили свой — православный или, как говорили в ту пору, греческий. Этот компромисс породил споры, не утихающие по сей день.

Для католиков он означал первый шаг к христианскому единству, а для православных — происки католиков, желающих подчинить себе православную церковь (об этом с редкой для дипломатов прямотой напомнил в интервью и Иларион).

Так или иначе греко-католики оказались в межеумочном положении и подвергались гонениям с обеих сторон. Для православных они были притаившимися католиками, а на вкус тех — не слишком блюли католическую веру. Правда, от православных доставалось больше, как и тем от униатов. Попытки вернуть заблудших овец в лоно истинной церкви нередко совершались против их воли.

По-настоящему за униатов взялась советская власть и после Второй мировой войны объявила вне закона.

Церкви у них отняли, самых стойких отправили в ГУЛАГ, но униаты ушли в подполье, и, когда после визита Горбачева в Ватикан из него вышли, оказалось, что их несколько миллионов.

Отнятые церкви они быстро вернули, а поскольку те были переданы РПЦ, не обошлось без конфликтов. С тех пор УГКЦ и стала причиной раздора между РПЦ и Ватиканом. Однако сейчас противоречия усилились. Причин несколько.

Греко-католики горячо поддержали «евромайдан», среди священников, молившихся вместе с протестующими, они составляли большинство.

Об этом без обиняков и заявил митрополит Иларион, посетовав, что Ватикан не может приструнить заигравшихся в политику униатов. Однако о другом умолчал. Дело в том, что папа Франциск знает о греко-католиках не понаслышке. Еще в годы учения в Риме он близко сошелся с отцом Степаном Чмилем и прислуживал ему на литургии. Возглавляя католическую церковь в Аргентине, он был и ординарием (правящим архиереем) униатов и хорошо знаком с нынешним главой греко-католиков Святославом Шевчуком.

Как известно, в стране проживает немалая украинская диаспора и Шевчук несколько лет был епископом греко-католической епархии в Буэнос-Айресе.

Этой близости папы к униатам и опасается руководство РПЦ, подозревая, что в украинском вопросе он склоняется на их сторону.

Но это не главное. Гораздо важнее то, что молодой, энергичный архиепископ Шевчук добивается для УКГЦ статуса патриархата и, похоже, Ватикан дарует его уже в этом году. Тогда к двум существующим патриархатам (Московскому и Киевскому) на Украине добавится еще один — греко-католический, что, по мнению Москвы, сильно осложнит обстановку, причем не в пользу РПЦ.

Дело в том, что позиция украинской церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) во многом совпадает с греко-католической.

Она активно участвовала в «евромайдане» и полностью поддерживает нынешнюю украинскую власть. В наиболее уязвимом положении оказалась Украинская церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Она тоже выразила поддержку новой власти, но не может не восприниматься многими украинцами как «рука Москвы». И по мере роста напряженности между Украиной и Россией это негативное отношение только усиливается.

УПЦ МП лихорадочно ищет выход из положения. Сохраняя верность Московскому патриархату, она рискует оказаться в роли церкви-изгоя и растерять поддержку верующих. Неудивительно, что в ней растет влияние тех, кто хотели бы добиться большей самостоятельности от Москвы вплоть до получения церковной независимости (автокефалии).

Эти настроения приветствуются в УПЦ КП, которая всегда мечтала о создании самостоятельного украинского православия.

Недаром сразу после бегства Януковича ее глава митрополит Филарет обратился к УПЦ МП с призывом о воссоединении. Призыв был услышан, церкви создали комиссию по диалогу. Все это вызвало крайне негативную реакцию Москвы, которая всегда настаивала, что никакого воссоединения быть не может, пока «раскольники-филаретовцы» не покаются. Но это заведомо невозможно, поскольку в таковые автоматически попадают все члены УПЦ КП, то есть чуть ли не 10 млн человек. Понятно, что такой подход неприемлем для переговорщиков из УПЦ МП, если они хотят добиться реальных результатов, а не ждать до скончания века столь массового покаяния.

Все это сильно беспокоит РПЦ, но почему она так напугана именно ростом влияния греко-католиков?

Дело в том, что архиепископ Святослав Шевчук является самым ярким выразителем идеи «украинского мира».

Он пестует ее не один год, полемически противопоставляя доктрине «русского мира», выдвинутой патриархом Кириллом. Если «русский мир» настаивает на неразрывном единстве РПЦ и УПЦ МП, оставляя за бортом всех остальных, то «украинский» включает в себя единую православную церковь Украины, которая находится в братских отношениях не только с греко-католиками, но и с другими украинскими конфессиями.

Неудивительно, что эта идея импонирует не только УПЦ КП, но и многим в УПЦ МП, не говоря уже об украинских протестантах.

Она призывает к демократическому плюрализму европейского образца в рамках национального государства. Тогда как «русский мир» отсылает к имперской архаике.

Сейчас все церкви и конфессии Украины единодушно сходятся в том, что главное для страны сохранить единство. УПЦ МП не составляет исключения, даже противники автокефалии в ней выступают против раскола Украины и осуждают сепаратизм.

По мере того как отношения с Россией, открыто поддерживающей сепаратистов, стремительно накаляются, победа на Украине «украинского мира» над «русским» становится все более предсказуемой.