Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рай на болотах

Саакашвили пошел по стопам Петра Первого: строит на болотах город, который одновременно будет и офшором, и курортом

Грузинские власти перешли к новой тактике «завоевания» отколовшихся от республики территорий. На границе с Абхазией, на болотах, Михаил Саакашвили начал строительство будущего финансового центра региона — Лазики. У властей нет ни проекта, ни оценки его стоимости. Но есть уверенность, что успех амбициозного проекта сделает Грузию привлекательной не только для инвесторов, но и для бывших сограждан.

«Сумасшедший Миша», — улыбаясь, говорит эксперт по Кавказу Марк Маллен о последней инициативе Саакашвили. Более умеренные критики разводят руками. В декабре 2011-го президент Грузии придумал для страны вершину, покорить которую обещал за 10 лет. Прилетев в сельскохозяйственный Зугдиди, депрессивный после закрытия доступа к рынкам России и сепаратистской Абхазии, Саакашвили взялся за развитие района и объявил о начале строительства города на болотах Колхидского заповедника вблизи границы с Абхазией.

Городу дали название древнего царства лазов и новой грузинской бронемашины — Лазика.

Согласно замыслу, город станет вторым по численности населения (500 тысяч человек) и значению в стране, финансовым центром, международным морским портом, с автономией и англосаксонским правом. Парламент Грузии рассмотрел в первом чтении поправки в конституцию об автономном статусе Лазики.

К северу от Лазики ведется еще одна стройка Саакашвили — город-курорт Анаклия. В будущем Анаклия и Лазика объединятся в агломерат. Курорт строят на месте поселков Анаклия и Ганмухури. Жителей переселили, тут не обошлось без нарушения прав землевладельцев и незаконных выселений, их права отстаивает Transparency International. Три гостиницы европейского класса в Анаклии готовы принять туристов, вдоль побережья проложили 555-метровый бульвар, переходящий в мост через реку Ингури. Пляжи бывшего Ганмухури упираются в погранпост на границе с Абхазией, пограничники зорко следят, чтобы туристы не фотографировали.

Власти признаются, что строят на зависть абхазам, последние рискуют потерять доход от туристов.

На месте Ганмухури, под самым носом у абхазов, заложили фундамент многоэтажной гостиницы «Абхазия», достраивают аквапарк, уже готовы амфитеатр и футбольный стадион.

Глава муниципального самоуправления Зугдидского района Ливан Конджария утверждает, что «из Абхазии видны новые города», абхазы ходят на дискотеки, пробираясь по тропкам в обход погранпоста.

Государство на бюджетные средства возводит инфраструктуру, все остальное на деньги инвесторов, поясняет начальник службы надзора ООО «Анаклия-Ганмухури» Шота Изория. На Анаклию из бюджета ушло 60 млн лари ($36 млн). Недавно приезжал «русский бизнес» и выразил готовность инвестировать в Анаклию.

В Лазике нет нужды отнимать земли — там никто никогда не жил.

В город ведет одна насыпная дорога от Анаклии. В проекте трасса должна соединить Анаклию с Поти, участок земли под нее уже отчислен из Колхидского заповедника.

Оставив позади, на севере, Анаклию, экспедиция журналистов из Южного Кавказа и России, организованная неправительственной GoGroup Media, через 15 минут оказывается посреди пустынной, поросшей камышами низменности. За камышовыми зарослями не видно болот. Потоптавшись вместе со строителями Лазики на небольшом осушенном пятачке, убеждаемся, что фундамент первого здания будущей горадминистрации залили, сваи установили. На этом все, вокруг камыши и лягушки.

Правда, на песчаных дюнах у самого моря выстроен цветастый «Лагерь патриотов» (что-то вроде «Селигера», только здесь еще учат обращаться с оружием). Это первое, что было построено после августа 2008 года.

«Лагерь сожгли оккупанты в 2008 году, тогда он находился в поселке Ганмухури, мы сразу начали его восстанавливать», — говорит глава Зугдидского района.

Грузинское телевидение работает эффективнее строителей, патриотичный ролик с образом Лазики прочно осел в сознании большинства грузин, вытеснив сомнения о целесообразности строительства. Власти обещают через 2—3 года заселить в Лазику первых жителей. Но и для чиновников вопросы, на какие средства, как и зачем, второстепенны.

«Мы посмотрели на карту Грузии, и оказалось, что 20—25% прибережья не используется, — рассказывает замглавы минюста Георги Вашадзе. — Мы молодые и толковые и хотим все делать быстро. В отличие от Европы и Америки у нас нет времени 10 лет думать над проектом и только потом за него приниматься. Поэтому нам в головы иногда приходят безумные идеи». Министерству юстиции после удачно проведенной внутриведомственной реформы поручили заниматься Лазикой.

На этом разъяснения чиновников иссякают, дальше начинаются увертки. Заявленные на ТВ $120 млн бюджетных ассигнований на Лазику в минюсте не подтверждают.

Вашадзе не может не только оценить стоимость проекта, у него нет самого проекта: «есть пока только идея».

В новом городе можно создать все с нуля, под инвесторов, «существующие города обременены своей историей, своей традицией», объясняет замминистра. В сентябре созовут конференцию доноров идей и финансов для Лазики. На вопрос «Газеты.Ru», что если экономические просчеты и экологические экспертизы покажут нерентабельность строительства, Вашадзе ответил категорично: «Не думаю, что охота строить пропадет». Необходимость строительства чиновники в первую очередь объясняют загруженностью порта в Поти.

Отсутствие документации по Лазике усложняет борьбу ее немногочисленных противников. Министерство природных ресурсов только собирается провести экологическую экспертизу. Экологи тем временем бьют тревогу: Колхидский парк, охраняемый Рамсарской конвенцией, — это торфяные болота, расположенные на Черноморском побережье ниже уровня моря. От затопления их защищает полоска дюн шириной в 200 метров, рассказывает эколог из CENN Резо Гетиашвили. Строительство угрожает не только уникальным эндемичным видам, обитающим в болотах, но и местному населению, и самой Лазике затоплением. Болота планируется осушить, но торф, имеющий пористую структуру, осядет под тяжестью города. Существует проблема размывания Черноморского побережья, и, если дюны будут размыты, город затопит. СССР принимал неоднократные попытки осушить болота, но сдались даже бесстрашные советские «стахановцы». «Думаю, половина средств из бюджета Лазики будет уходить на ее спасение», — говорит Гетиашвили. CENN отправляла запросы в правительство с требованием предоставить концепцию строительства, «но, исходя из полученных ответов, ясно, что власти сами ею не владеют».

В ожидании выборов любая общественная дискуссия приобретает политический характер, тем более обсуждение столь амбициозной затеи.

Отчасти Лазика — это излюбленное политтехнологами «коней на переправе не меняют». Минюст заявляет, что инвесторы, в том числе российские, заинтересованы, но без проекта не верится, что бизнес вложит деньги, разве что ручной грузинский. Инвестиционный климат ухудшает электоральный сезон: осенью пройдут парламентские выборы, а весной — президентские. В Грузии никто не берется сказать, кем будет Саакашвили в 2013 году: изменились конституция, настроения и расстановка политических сил. «Судьба Лазики зависит от контроля, который сохранит Миша», — говорит Марк Мален. У него нет сомнений, что, останься Саакашвили президентом, а еще лучше премьер-министром, город построят. К Лазике подошли с той же энергией, что и к реформе полиции, административной и кадастровой. И даже на антиправительственных митингах Саакашвили не могут упрекнуть за нововведения (впрочем, перечень его промахов столь же велик).

Саакашвили к тому же нацелился на региональный электорат, поскольку Тбилиси всегда оставался оппозиционным. Жители бывшего поселка, а теперь курорта Анаклия живут в ожидании туристов. «Появилась работа. Некоторые работают на стройках, кто-то устроился в гостиницы. Я сдаю комнаты строителям, приедут туристы — буду сдавать туристам», — рассказывает жительница поселка Эка Гвилия. Некоторые открывают магазинчики в ожидании туристического сезона. Создателям российских курортов Северного Кавказа есть чему поучиться.

«Цель строительства Лазики — показать величие Грузии всем, особенно абхазам», — говорит Марк Мален. Это признавал публично и Саакашвили, недавно он вообще попросил похоронить себя в Анаклии.

В камышовых болотах Лазики невольно вспоминается пушкинское: «Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу…». Экономическое равновесие двух депрессивных соседей — Зугдиди и Сухуми — может быть нарушено в грузинскую пользу. Но только в случае, если Саакашвили, этот новоявленный Петр I, удержится в неспокойный избирательный сезон.

Новости и материалы
Джигурда объяснил трагедию с Леной Миро пророчеством Ванги
Путин высказался о темпах роста ВВП
Путин рассказал о нехватке кадров в России
Стало известно, сколько российских пенсионеров продолжают работать
Врач назвала три полезные сезонные ягоды
Врач Терентьева рекомендовала россиянам чернику, голубику и клюкву
Xiaomi начала продавать дешевый 2K-монитор Redmi A27Q
Путин заявил о развитии российской экономики по новой модели
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
В РФ возбудили дела по возврату в госсобственность некоторых активов
Путин заявил, что в России держится рекордно низкая безработица
Путин прибыл на съезд Российского союза промышленников и предпринимателей
Железняков не исключил возвращения в группу Тутберидзе
Украина выводит из Харькова стратегические предприятия
Песков заявил о планируемой поездке Путина в Якутию
Путин заявил о росте среднемесячных зарплат в реальном выражении
В США рассказали о последствиях для Зеленского запрета на консульские услуги
Близких Маслякова спросили о его состоянии
Собака спасла мужчину от нападения леопарда
Все новости