КомментарииРасклады

Большинство, напоминающее меньшинство

Была партия, где было 20 миллионов членов, а в нужный момент не нашлось и тысячи, чтобы свою партию защитить от запрета.

Фотография: Фото: ИТАР-ТАСС

По данным опроса 21 % россиян не знали, причащаются они или нет.

Непрекращающиеся и нарастающие клерикальные атаки РПЦ и «православной общественности» на светский характер российского государства и общества, при всех своих экономических, имущественных и политических корнях в основном оправдываются одним постулатом, на первый взгляд имеющим серьезные основания. Согласно ему, Россия - православная страна, русская культура - это культура православная, православие - основа русской морали, православие - доминирующая в обществе конфессия, к которой принадлежит большинство граждан страны. Отсюда - все требования РПЦ по усилению ее позиций в обществе и государстве - естественны и по сути являются выражением и отражением интересов большинства граждан, да и по словам патриарха Алексия Второго «никто не может разделить церковь и общество, церковь и народ». Каждый из пунктов этого развернутого положения на самом деле неоднозначен и может быть достаточно детально проанализирован.

Но насколько основательно утверждение о «большинстве православных верующих в современном российском обществе».

Примерно по 2002 год ВЦИОМ (тогда еще старый, левадовский) достаточно регулярно включал вопрос об отношении к религии в свои исследования. В архиве Левада-центра до сих пор можно найти замеры по годам с 1989 по 2002 по несколькими аспектам отношения к религии.

Действительно, за названные годы соотношение называющих себя неверующими и православными почти зеркально поменялось. В 1989 году мы имели 65 % неверующих и 30 % православных, а в 2002 году - 33 % неверующих и 57 % православных. Отвлечемся от вопроса о том, что деление граждан на «неверующих» и «православных» - все-таки спорно - есть как никак и иные категории. Но допустим, тем более что в других опросах, о которых пойдет речь ниже, эта классификация расширенна.

Итак, к 2002 году - 57 % православных. Добавим сюда и то, что на вопрос «Крещены ли Вы?» - в 2002 году 77 % ответили, что крещены, и лишь 15 % - что нет. Только если мы оглянемся в тот же 1989 год, то увидим, что и тогда положительно на вопрос и крещении отвечало 65 %, в два раза больше, чем на вопрос о том, являются ли они православными, тогда как лишь 31 % говорил, что они не крещены.

Cтрого говоря, вопрос о крещении, который очень любит акцентировать РПЦ, на самом деле к вопросу верования и православия прямого отношения не имеет: в 89 году верующих было в два раза меньше, чем крещенных, а неверующих - в два раза больше, чем некрещеных, в 2002 году число неверующих опять же было в два раза больше, чем крещенных, равно как и верующих - все же заметно меньше (65 % и 77 %) чем крещенных.

Почему так происходит - более или менее понятно. Крещение давно воспринимается как некий народный обычай, собственно с религиозными убеждениями не связанный, и соответственно вполне нерелигиозные и неверующие родители во многих случаях могут отнести ребенка и окрестить в церкви, придавая этому светски - праздничное значение. Конечно, можно задаться вопросом, насколько всерьез они являются неверующими, то есть насколько они являются собственно атеистами - но точно также можно и к верующим обратить вопрос, насколько всерьез он верят, когда крестят ребенка или осеняют себя известным знамением. И об этом, - насколько ниже, при рассмотрении вопроса о том, собственно называющие себя верующими выполняют те или иные действия, которые в принципе необходимы для верующего православного.

В тех же ВЦИОМовских данных можем найти и интересные цифры о том, как за период с 1989 г. по 2003 год менялся авторитет церкви. Действительно, в 2003 году 40 % граждан говорили, что церковь в полной мере заслуживает доверия, 20 % - что не в полной мере, 9 % - что в полной мере не заслуживает и 31 % не мог определится. С одной стороны - 40 %, то есть, относительное большинство, церкви в полной мере доверяли. Но, с другой - ведь получается, что доверяла ей лишь половина крещенных и две трети именующих себя православными. То есть, если даже предположить, что в России большинство являются православными -

то РПЦ вовсе не имеет права представлять их интересы и говорить об их имени.

А с третьей, названные 40 % в 2003 году - вовсе не результат роста влияния и авторитета церкви, а уже результат наметившегося к этому моменту их падения. Если посмотреть по годам, то максимальное доверие к церкви было в 1993 году - 57 %, а затем оно стало снижаться - сначала до 52 % в 1994 году, а затем до уровня в 37-40 % на котором держалось с 95 по 2003 год. Можно сказать, что эти данные несколько устарели - прошло четыре года. Но вот более поздние данные: по майскому 2006 года опросу ВЦИОМа как раз 42,5 % полагает, что в жизни нужно держаться за нравственные традиции и веру, а 50.5 % считают главным достижении личного благополучия. Обратим внимание, что названные 42 % относят свой ответ не только к церкви - но и к нравственным традициям вообще.

Дальше -интересней. По данным того же 2002 года не реже раза в месяц церковь посещали всего 8 % граждан, не реже одного раза в год - 18 %, реже - 15 %, а совсем не посещали - 59 %, почти столько, сколько было неверующих в 1989 году.

Нет, церкви, конечно, виднее, можно ли быть православным и никогда не посещать храма божьего. Но со стороны, как кажется, если и можно себе представить не ходящего в церковь кальвиниста - то не посещающий церковь православный - ну это что-то совсем странное.

Как впрочем, и православный, посещающий церковь даже не каждый месяц.

Есть в данном опросе и другие интересные цифры. Например, был вопрос «Ходите ли Вы к причастию». Так вот, в 2002 году на него отрицательно ответили 61 % (при 65 % «православных»). Причащаются не реже раза в месяц - 2 %. Несколько раз в год - 6 %. Раз в год и реже - 10 %. А еще - и это полная феерия, 21 % не смог ответить на вопрос. То есть, просто не знали, причащаются они или нет.

Полное торжество православия. И чему эти «православные» собираются учить грешных мирян?

На другой вопрос, «В какой мере для Вас важны религия и Вера?» ответ «очень важны» дали 8 % граждан (по сравнению с 1994 годом - падение с 20%). «Довольно важны» - 21 % (по сравнению с 1994 годом - падение 5 %). «Не слишком важны» - 36 %(по сравнению с 1994 годом - рост с 29 %). «Совсем не важны» - 32 % (по сравнению с 1994 годом - рост с 14 %).

Не говоря о всех прочих моментах, возникает обоснованное предположение, что церковники не наращивают, а теряют авторитет в обществе - и их нарастающие требования к государственно-правовому закреплению роли в жизни общества - свидетельство некой внутренней паники, ощущения утраты своих позиций.

Признание того, что моральный авторитет не достаточен для поддержания своего положения, что нужны юридические, директивные нормы, которые поставят церковников и над обществом и над моралью.

В ноябре 2006 ВЦИОМ провел еще один опрос. По нему к православным относят себя 63 % граждан, 16 % четко признают себя неверующими людьми (есть еще интересная категория - 12 % - которые отвечают «В Бога верю, но никакую религию не исповедую»). Итак - уже 63 % православных, вместо 65-ти пять лет назад. Но дело даже не в этом. Этот опрос включил в себя важный показатель: «Лично для Вас религия, в первую очередь, это…». И вот этот показатель во многом продемонстрировал, сколько у нас среди «православных» собственно верующих.

Ответ «Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни» дали всего 9 % опрошенных (еще за год перед этим их было 11 %). «Личное спасение, общение с Богом» - ответили еще 16 % (за год перед этим было 17 %). Эти два ответа можно отнести к собственно религиозным, говорящим о более менее осознанном веровании респондента. 36 % дали ответ «Национальная традиция, вера предков». 16 % - «Часть мировой культуры и истории». 28 % - «Следование моральным и нравственным нормам». И 14 %, против 11-ти в 2005 году сказали «Религия мне неинтересна, она для меня ничего не значит».

Число людей, имеющих собственно религиозное сознание, в религии видящих свое единство с церковью или с богом существенно ниже тех, кто относит себя к «православным».

Большинство этих «православных», как мы видели и в ситуации с посещением церкви и причащением, свое «православие» собственно не воспринимают как принадлежность к «православной религии». Это для них - некая дань отчасти привычности: - ну как, на вопрос: «Ты православный» - ответить: «Нет, я не православный»? В современном контексте этот ответ выглядит не как признание: «Я - атеист», а как: «Я мусульманин» или «Я - иудей». Тогда уж для значительного числа людей комфортнее сказать «Я православный» - что будет означать нечто вроде «Я свой. Не чужой, не террорист».

При более детальном исследовании можно было бы выделить своеобразную категорию «православных атеистов» - тех, кто относит себя к русской культуре, но является неверующим.

И в тут попытки церковников свои претензии на власть, влияние и деньги - являются своеобразной попыткой вслед за приватизацией собственности, против которой, собственно, РПЦ и слова не сказала, - приватизировать и русскую культуру, утвердить право группы, представляющей от 2-х до 10 % населения, говорить от имени всего народа. Можно только обоснованно догадываться, какое число «православных» ответило бы на вопросы типа «Что такое никейский символ?», «Что возникло раньше - арианство или православие?», «Кто от кого откололся - православные от католиков или католики от православных?», «От кого исходит Дух Святой в трактовке католиков, а от кого - в трактовке православных?», - ну, и так далее… Хотя - не высшая математика. К этой же теме: по данным ФОМа в этом году признались, что соблюдали Великий пост - 8 % граждан. Вот Вам и 60 % православных. Что-то по этому вспоминается… Что-то похожее недавно было.

Кажется какая-то партия, где было 20 миллионов членов, а в нужный момент не нашлось и тысячи, чтобы защитить ее от запрета

Кстати, к вопросам религиозных обрядов: - ВЦИОМ в названном исследовании задавал и этот вопрос.Нашлось целых 4 %, соблюдающих обряды ежедневно… Это воистину православная страна, где не более одной пятнадцатой из числа православных молится не реже одного раза в день. Есть еще 3 %, которые соблюдают обряды еженедельно, и еще 4 %, которые соблюдают их ежемесячно. Это мощная армия истинно верующих, которые никак не переживут, если их дети не будут изучать в школе «основы православной культуры», т.е. богословие. А еще есть 26 % тех стойких православных, которые соблюдают обряды по большим праздникам. И два совсем прямых вопроса:

«Готовы Вы защищать свою веру с оружием в руках, если к этому призовут Ваши духовные лидеры?» «Готовы Вы защищать свою веру с оружием в руках, если будет оскорблена Ваша Вера и Ваши религиозные святыни?» Как оказывается, говорящих (говорящих!) что по призыву духовных лидеров они однозначно готовы взяться за оружие за Веру - 3 % граждан, скорее готовых 11 %, не готовых - 74 %. В случае оскорбления веры и святынь, говорят (говорят!) что однозначно готовы поднять оружие в их защиту - 4 %, скорее готовы - 12 %, не готовы 69 %.

Нет на деле никакого доминирования православных в российском обществе. Есть клирики, есть церковники, есть спекулирующие на этом политики, есть миллионы людей, себя православными называющими - потому что больше некем, - но в бога не верующих, хотя почему его нет - не знающих. И у церковников нет никаких ни оснований, ни прав, спекулируя на стихийных и неосознанных самоназваниях не слишком в религиозном (или антирелигиозном) плане грамотных людей.

В России конституционно закреплен светский характер государства. Но не бывает так, чтобы государство было светским, а общество религиозным.

Если конституционно закреплен светский характер государства - значит конституционно закреплен и светский характер общества.

Светское российское общество долго терпело не политкорректное поведение церковников. Но оно может на него и начать отвечать. Уверения церкви в том, что в стране доминирует православие - миф. Это должно быть признано мифом. Верующих православных, как и вообще сознательно верующих в России меньшинство. Это религиозное меньшинство не имеет права навязывать свою волю и свою представления светскому большинству. Равно как и церковники не вправе навязывать свои требования обществу и узурпировать право говорить от имени все даже называющих себя «православными».

P. S.Перед публикацией материала Левада Центр представил данные опроса по отношению граждан к религии, проведенного в июле 2007 года. Сегодняшние данные ни в чем не противоречат описанным в статье тенденциям и предложенным в ней выводам. Каждый сам сможет соотнести положения статьи и положения приводимых таблиц, о которых еще не было известно когда материал готовился - и убедиться, что приводимые таблицы полностью подтверждают сделанные выводы.

Автор — профессор Международного независимого эколого-политологического университета

  • Livejournal
  • Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Главное сегодня






/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml

Читайте также


Золотой iPad и iMac по цене машины


Что ждет русского туриста в США


33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить


Почему у вас такое бездарное начальство


Свежие леденцы от Google


Что на самом деле сделает вас элегантным


Как получить высший балл?


На что тратят деньги очень богатые люди


Почему мужчина уходит из семьи, если о нем заботятся


Я не такая, я жду трамвая