Налоговая новация, которыми не устает радовать податную общественность замминистра финансов и главный российский фискал-реформатор Сергей Шаталов, предусматривает внедрение индивидуального подхода (или подряда) к каждому обратившемуся в ФНС или Минфин налогоплательщику. Проще говоря, уже в будущем году г-н Шаталов пообещал внести поправки в законодательство, позволяющие предпринимателям совершенно легально минимизировать свои налоги. Нужна для этого будет самая малость: утвердить предполагаемую налоговую схему в Минфине или Федеральной налоговой службе.
Комментарии на ожидающиеся изменения (часть из них уже принята депутатами) в основном положительные. Главный довод: это поможет избежать повторения печального дела Ходорковского (признан в РФ иностранным агентом и внесен в список террористов и экстремистов), которому сначала разрешали оптимизировать налоги (кстати, как и переписывать под нужды компании ЮКОС налоговое законодательство), а потом за это и посадили. Теперь получил от фискальных органов штамп ОТК и спи спокойно: даже если чиновники что-то и напутают, штрафы и пени введенная в заблуждение компания платить не будет.
Однако ликование по поводу того, что налоговые органы повернулись к предпринимателям лицом, как оценил предполагаемое новшество заслуженный либерал республики Евгений Ясин, явно преждевременно.
Если налоговые органы и повернулись к налогоплательщикам, то явно не лицом, а боком, точнее, карманом.
Учитывая местные нравы и обычаи, согласование налоговых схем в финорганах превратится в фактически узаконенную форму взятки. Неудивительно, что с подобной инициативой, как особо подчеркнул г-н Ясин, выступили сами бизнесмены. Проще знать, куда и кому заранее занести, чем потом задорого откупаться от тех же самых чиновных людей.
Подобная схема, кстати, уже давно и успешно работает в сфере строительства и ремонта. Заплатив некоторую сумму, вы можете согласовать практически любую перепланировку вашей квартиры: снести все мешающие вам перегородки, устроить бассейн вместо ванной, пристроить балкончик и т. п. Все дело в цене. В том, что в сфере налоговых оптимизаций все будет идти тем же манером, можно не сомневаться.
Cогласно проекту Шаталова бизнесмены фактически будут получать не рецензию и не компетентное заключение, а индульгенцию.
Если по прошествии времени предложенная налоговая схема окажется небесспорной с точки зрения закона, то при наличии казенного разрешения провинившийся предприниматель или компания освобождаются от всякого наказания.
Правда, следует сделать оговорку: не любая компания или бизнесмен. В России нет прецедентного права (что заметил аналитик Экономической экспертной группы Евгений Хотулев, комментируя идею Минфина), а это значит, что позволено Юпитеру, может оказаться губительным для быка. Способов прижать того или иного бизнесмена множество, и отпускающая налоговые грехи бумажка, будь она подписана хоть самим Шаталовым, может и не спасти.
Оптимизацию налогов помимо ЮКОСа практиковали практически все крупные компании. Однако Ходорковский сидит в Краснокаменске, а Абрамович гуляет по Лондону.
И текущее местонахождение того или другого — это не результат налоговой чистоты и законодательной непорочности, а следствие правильного либо неправильного позиционирования конкретного субъекта (объекта) в отношении властей предержащих и грамотного выстраивания индивидуальных связей и взаимоотношений. И это касается, безусловно, не только означенных выше персон, но и всех прочих. Только одним надо поддерживать добрые отношения с главой местной управы и начальником районного ОВД, другим — с губернатором и областной прокуратурой, третьим — оказаться нужными и приятными президенту или кому-то из его ближних бояр.
Доказавших свою полезность, своих в доску не сдают. В самом худшем случае их сдвигают. Владимира Устинова, несмотря на мебельные и прочие дела, разжаловали всего лишь в министры юстиции. Для своих пишутся и те самые законы, диктатура которых была обещана еще юным президентом Путиным. Чтобы помочь своей, домашней партии «Единая Россия», последовательно чистится выборное законодательство. На минувшей неделе и убрали графу «против всех», и ввели императивный мандат. Все для того, чтобы придворная партия могла выполнить «фантастически трудную», по оценке одного из лидеров единороссов, вице-спикера Олега Морозова, задачу: получить на грядущих выборах голосов больше, чем все прочие партии, вместе взятые.
За нынешнюю и будущую заботу и ласку единороссы готовы отплатить сторицей. И тот же г-н Морозов инициировал работу над законом, который может изменить конституционный строй в России. Он предложил сурово карать за невыполнение установок верховной кремлевской власти, дав президенту право распускать Думу в случае отказа от законодательного оформления его воли, выраженной в послании Федеральному собранию. Идея бывшего преподавателя научного коммунизма честна: пора кончать с бутафорией разделения властей и узаконить традиционное русское единоначалие. Но, возможно, не совсем своевременна: не стоит дразнить гусей, то есть гостей открывающегося уже на этой неделе саммита «большой восьмерки» еще одним образчиком суверенной российской демократии.
Впрочем, не похоже, что партнеров г-на Путина по G-8 больше всего волнует неукоснительное следование России демократическим канонам. Права человека на мировом политическом рынке котируются явно ниже нефти или газа. И соблюдение Россией своих обязательств по энергопоставкам, равно как и допуск к добыче полезных ископаемых западных компаний, волнует лидеров развитых стран куда сильнее проблем ущемленных партий или забитых НПО.
Но в нашей стране индивидуальный подход в бизнес-сфере торжествует еще более явно, чем в политической. Недавно министр природных ресурсов Юрий Трутнев критически высказался в адрес СРП (режим добычи полезных ископаемых, на котором работает консорциум западных компаний, к примеру, на Сахалине). По его словам, «СРП — это когда совсем плохо и денег совсем нет», а «Россия находится не на том уровне развития, чтобы заключать сейчас СРП».
В богатой ныне России преференции предназначены исключительно для своих.
skin: article/incut(default)
data:
{
"_essence": "test",
"incutNum": 1,
"repl": "<1>:{{incut1()}}",
"type": "129466",
"uid": "_uid_696348_i_1"
}
Всем прочим добытчикам, в частности золотопромышленникам, которым сам Путин осенью прошлого года обещал скорректировать НДПИ, нужно активнее работать над установлением прочных индивидуальных связей и высоких отношений. Без этого в России никак нельзя. Закон жизни. И в отличие от известной пивной рекламы — никаких иных законов и исключений.