Размер шрифта
Новости Спорт
Выйти
Переговоры о мире на УкраинеБлокировка Telegram
Мнения

Большинству повезло меньше

Официальные торжества – это далеко не все долги, которые стоило бы отдавать 9 Мая

Официальные торжества — это далеко не все долги, которые стоило бы отдавать 9 Мая.

Я лично негативно отношусь к официальным торжествам по поводу Дня Победы. Я, конечно, не против того, чтобы моим сверстникам или даже, скорее, тем, кто помоложе, напомнили об их долге перед старшим поколением. Мне просто кажется, что этого недостаточно. Это далеко не все долги, которые стоило бы отдавать 9 Мая.

На мой взгляд, власти, которые вполне себе готовы разделить лавры Победы, хотя бы в этот день могли бы раз в году извиняться перед ветеранами.

Не столько за себя, сколько за своих предшественников, преемственность с которыми они, залезая на Мавзолей 9 Мая, волей-неволей должны ощущать.

Попробую объяснить, за что, — извините, на личном примере. Моя бабушка вместе с дедом была оккупантом в советской Прибалтике. Когда началась война, выяснилось, что у Родины нет возможности эвакуировать семьи военнослужащих, и жены офицеров попали в лагеря для «перемещенных лиц».

В 1944 году, когда советские войска вернулись в Прибалтику, дед оказался поблизости — в 800 километрах. Он сел в машину, приехал в лагерь и лично освободил жену. Всех остальных освободил «Смерш», и они отправились из фашистского лагеря прямиком в советский «мотать десятку». Сдаваться в плен было нельзя, все пленные в тот период считались предателями, женщины, очевидно, не являлись исключением. Даже сильно беременные с маленьким ребенком на руках — как моя, к примеру, бабушка или многие другие жены офицеров, которые попали в немецкие лагеря летом 1941 года. Все они были так молоды тем летом и почти все провели почти 15 лучших лет жизни за решеткой. Мне кажется, что перед ними можно было бы по меньшей мере извиниться, хотя извинений тут и недостаточно.

Вторая бабушка пережила блокаду Ленинграда, все это время она работала на Кировском заводе. Моей семье фантастически повезло — дед воевал на Ленинградском же фронте, в полутора часах пешком от завода, и он носил еду жене и дочке.

Большинству повезло меньше. Многие ее коллеги по цеху не дожили не то что до снятия блокады, а даже до первой военной весны. Умерли от голода. Умерли и многие друзья и подружки моей семилетней тетки — в блокадном Ленинграде вообще было 400 тысяч детей, и многие, конечно, не дожили до конца блокады.

врез №
skin: article/incut(default)
data:
{
    "_essence": "test",
    "incutNum": 1,
    "repl": "<1>:{{incut1()}}",
    "type": "129466",
    "uid": "_uid_635411_i_1"
}
Я допускаю, что для них делалось все возможное (хотя, когда в Ленинграде уже умирали от голода дети, там, в Кремле, готовили контрнаступление, естественно, под Москвой — дачу освобождать). Мне кажется, что стоит извиниться, по крайней мере, перед детьми за то, что и всего возможного оказалось недостаточно.

В принципе, такие истории совсем не уникальны. Столь же суровой правдой о войне может поделиться, в общем-то, каждый ее участник. К сожалению, одним из символов Великой Отечественной является в том числе и фраза «бабы новых нарожают», приписываемая одному из советских маршалов.

Примерно за это и стоило бы извиниться перед ветеранами Второй мировой. И мне кажется, что в этих извинениях было бы намного больше смысла, чем в желто-черных ленточках. Хотя бы потому, что они могут сослужить неплохую службу и потомкам ветеранов.

Как знать, возможно, традиция публичного покаяния перед своим народом могла бы уберечь власть от многих кровавых ошибок: мог бы, к примеру, не состояться новогодний штурм Грозного в первую чеченскую. Одно дело — если за свои ошибки придется публично отвечать, другое — если война, как обычно, все спишет.


 
Что посмотреть на выходных: 50 недооцененных фильмов XXI века от драмы до ужасов
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!