Неизвестно, что бы мы — москвичи и гости столицы — выиграли, если бы победителем конкурса Международного олимпийского комитета оказалась российская столица. Уверен, что многие — хотя, конечно, не все — жители двух столиц с большим опасением ожидают больших государственных праздников, каким, несомненно, стала бы и Олимпиада-2012. Мне, например, «повезло» поучаствовать во встрече и 300-летия Петербурга, и 60-летия Победы в Москве, так что я их просто боюсь.
Передать ощущение, с которым жители Петербурга — не все, конечно — встречали 300-летие, достаточно просто. Представьте себе десяток важнейших магистралей в вашем городе. Теперь представьте, что от трех до пяти из них перекрыты в связи с ремонтом, и так в течение полугода, пока местные и федеральные власти наперегонки готовятся к празднику (на одной и той же магистрали в течение этого срока перекладывать асфальт можно по несколько раз).
То есть, допустим, в столице нету, к примеру, Волгоградского и Ленинградского проспекта, а также, скажем, Садового кольца — они закрыты целиком, так надо. Представили? Если нет, то зря: к 2012-му в столице уже четыре года как не будет никакого Лужкова, его пост будет занимать утвержденный Мосгордумой выдвиженец Кремля типа Валентины Матвиенко.
Это подготовка. А ведь за ней последовал бы и собственно праздник, как на 9 Мая. Для начала власти зачистили бы столицу от иногородних. Затем и от горожан. Были бы, несомненно, закрыты аэропорты и перекрыты ведущие к ним магистрали (включая половину МКАД, ведущую по совместительству к крупнейшим магазинам, в том числе и продовольственным). Закрыли бы центр, а также, наверное, и район проживания африканских спортсменов (чтобы Олимпиада не стала праздником и для скинхедов). И так далее. Наконец, управляющий делами президента или другой чиновник, резюмируя, порекомендует гражданам покинуть на время праздника родной город, и это будет хороший совет.
Дело даже не в какой-то особой зловредности российских властей — без подобного рода неприятностей, с которыми сталкиваются простые горожане, не обходится, наверное, ни одно крупное мероприятие ни в одной стране мира. Не случайно лондонские торговцы протестуют против планов проведения Олимпиады в их городе, а в Америке проект «Нью-Йорк-2012» торпедируют местные законодатели.
Мелкие лавочники двух мировых столиц заранее подсчитали свои убытки и заняли активную гражданскую позицию. Мелкие лавочники двух российских подсчитывают убытки постфактум и молча — вот и вся разница.
Однако Москва проиграла олимпийскую гонку, и теперь всего этого ужаса не будет.
Самое приятное, что большая часть из бонусов, которые принесла бы Олимпиада, никуда не денутся: в столице, несмотря на провал в конкурсе МОК, все равно будет создана современная туристическая инфраструктура.
<1>Москва, похоже, все равно получит современную сеть гостиниц. Переговоры, которые в рамках подготовки к Олимпиаде вели столичные власти, дали результаты еще до того, как город потерял шансы принять спортивный праздник. Сеть Kempinsky, похоже, выкупает у столичных властей отель «Балчуг». Во всяком случае, первые официально выразили желание его купить, а последние — продать. Аналогичные слухи — правда, пока никак не подтвержденные — ходят в отношении Sheraton и Ararat Park Hyatt. Французская компания Accor, управляющая 4 тыс. отелей под марками Sofitel, Novotel, Mercure, Ibis, Suite Hotel, Red Roof и другими, построит в столице еще два Novotel (4 звезды), а также два Ibis (3 звезды) и один Sofitel (5 звезд).
К реализации аналогичных планов приступают созданные такими компаниями, как «Базовый элемент» или АФК «Система», национальные гостиничные операторы. Есть проекты построения сетей и у более мелких фирм — так, например, компания «Стабильная линия», малоизвестная за пределами рынка недвижимости, строит в столице сразу четыре отеля эконом-класса. Причем все эти сети не ограничатся только столицей. Скажем, Accor помимо пяти отелей в Москве построит в пять раз больше гостиниц — 25 — в регионах. Примерно те же пропорции у операторов «Базэла», «Системы», «Стабильной линии»: основная масса отелей будет построена в регионах.
Речь не только об отелях. Столичные власти продолжают перестраивать самый архаичный из аэропортов московского аиваузла: к 2007 году во Внукове появится новый международный терминал. По большому счету этот аэропорт уже сегодня конкурирует со «старшими братьями» — Шереметьевом и Домодедовом, во всяком случае максимальный прирост пассажиропотока показало именно Внуково. Удобное железнодорожное сообщение с центром города вслед за Домодедовом в течение двух-трех лет получит не только принадлежащее столичным властям Внуково (что как бы само собой разумеется), но и федеральное Шереметьево. Как и в ситуации с отелями, развитие этого бизнеса в столице дало толчок и регионам: сегодня активно перестраиваются, например, Толмачево в Новосибирске и Кольцово в Екатеринбурге.
Может, не теряя темпа, подать заявку на прием Олимпиады-2016 — скажем, в Краснодаре?