Помимо всех стандартных прелестей возврата к государственному управлению экономикой, сегодня существует еще ряд дополнительных негативных последствий нового путинского курса. В частности, это развал социальной политики в регионах. Уничтожая ЮКОС, новая элита автоматически уничтожает действующий механизм, располагающий финансовыми ресурсами и экономической мотивацией для развития региональной инфраструктуры.
После распада СССР развитие региональной инфраструктуры (дороги, аэропорты, коммуникации, мобильная связь) шло практически исключительно за счет крупного бизнеса. У государства просто не было на это денег. Да, финансово-промышленные группы тратились на социальные нужды не из альтруистических побуждений — для организации собственной нормальной работы в зонах добычи энергоресурсов. Затем стали инвестировать в образовательные и социальные программы хотя бы для того, чтобы иметь здоровый и квалифицированный персонал, а также подготовить достойную кадровую смену.
Разгромив ЮКОС, государство посылает четкий, недвусмысленный сигнал крупному бизнесу: социальная ответственность не избавляет от уголовной.
Значит, вкладывать деньги в социальные проекты по собственной воле бессмысленно. Можно делать это только по приказу государства.
Но у государства (это хорошо известно по советским временам) до всех регионов руки не дойдут никогда — даже на уровне приказа. А собственных ресурсов госказны на это не хватит даже при всеобщей национализации собственности и передаче государству контроля за всеми банками. Это если допустить, что новая элита именно так готова распорядиться полученными активами.
ЮКОС был «регионообразующей» компанией во многих субъектах федерации. Руководители этих регионов уже открыто говорят о том, что будет происходить после неизбежной ликвидации компании. Первый вице-губернатор Томской области Вячеслав Наговицын выступил с почти политическим манифестом: «В случае ареста или иных правомерных действий с активами НК ЮКОС ни счета, ни имущество его дочки в Томской области — АО «Томскнефть ВНК» — не должны пострадать. От этого напрямую зависят многие люди, живущие в регионе, и даже целые города. Если нет претензий конкретно к «Томскнефти» — не трогайте». Ему вторил глава администрации Ханты-Мансийского района Юрий Манчевский : «Смена собственника «Юганскнефтегаза» несет негативный характер, потому что у нас c нынешним руководством за несколько лет уже наработаны определенные правила игры, а с новым хозяином придется устанавливать новые отношения». При этом г-н Манчевский обозначил ключевую проблему: новый собственник легко может посчитать, что если платит налоги, то отвечать по социальным обязательствам, взятым перед регионом прежними акционерами ЮКОСа, он не обязан.
Да, можно возразить, что власть в регионах была «прикуплена» олигархами. Так теперь она будет «прикуплена» Кремлем, который гораздо дальше от места событий и все же менее сегодня мотивирован выполнять достигнутые договоренности.
Новые инвестиции в развитие регионов новые собственники ЮКОСа будут делать исключительно по приказу государства, не заботясь о собственных экономических интересах. Ведь и у них не может быть никакой гарантии, что их бизнес не отберут в любой момент по любым придуманным властью основаниям. По той же причине у новых собственников нет резона создавать рабочие места.
Так ломается сам механизм социальной политики в регионах, с такими издержками сложившийся в первое десятилетие рыночных реформ. Малый бизнес, который еще нужно развить, может лишь создавать рабочие места, но едва ли способен участвовать в строительстве трубопроводов или автострад. Государство же еще должно научиться эффективно хозяйствовать и зарабатывать деньги. Чему оно вряд ли научится, учитывая готовность понести гигантские убытки от продажи ЮКОСа по заведомо заниженной цене. Так что ни первый, ни второе на роль эффективного социального инвестора регионов претендовать не могут. Таким образом, заявленный властью популистский курс на более справедливое распределение доходов и обеспечение возможности каждому гражданину получать достойную зарплату за достойную работу может стать прямо антинародным. Не улучшить, а ухудшить жизнь большинства людей в тех немногих российских регионах, где эта жизнь более или менее наладилась благодаря крупному бизнесу.
~ При всем этом власть не решается открыто говорить о смене экономического курса и даже о его корректировке. Путин и его министры, наоборот, пытаются убедить мир в том, что пересмотра итогов приватизации не будет и экономика останется рыночной. Впрочем, в России нашелся «высокопоставленный чиновник», который отважился произнести непроизносимое. Смельчаком оказался... патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В интервью одной из газет глава Церкви, отделенной от государства, но, тем не менее, получившей от него в разгар «антинародного» курса беспрецедентные налоговые льготы и ставшей главным импортером в Россию водки и сигарет, заявил: «Отрадно, что ныне наблюдается корректировка курса, не оправдавшего народных надежд».
Едва ли эта корректировка оправдает народные надежды. Трудно представить, что крупный отечественный бизнес сегодня поверит разговорам власти о социальном партнерстве и социальной ответственности. Конечно, бизнесу можно по привычке просто приказать вложиться в трубопровод или детский садик. Но народ в стране, где детские сады строятся из-под палки, едва ли может рассчитывать на процветание. Скорее, ему по традиции остается уповать на Божий промысел, то есть на главный бизнес организации, представитель которой открыто высказал то, что стараются скрыть в Кремле: у страны уже совсем другой курс.