Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Черный рынок оружия: тайны автотрассы «Кавказ»

«Жена гуляла, поэтому муж решил кинуть гранату», — так в неформальной беседе объяснил взрыв во Владикавказе на этой неделе информированный милицейский источник. Вопрос, теракт или не теракт, актуальный для взрыва двухдневной давности, на этот раз, кажется, и не встает. Он, если разобраться, для обывателя не так уж и важен: из ревности или по неосторожности гранату можно кинуть не только во дворе собственного дома (как это случилось на сей раз), но и в месте гораздо более людном, и тогда пострадавших будет не меньше, чем при тщательно спланированном теракте.

«Жена гуляла, поэтому муж решил кинуть гранату», — так в неформальной беседе объяснил взрыв во Владикавказе на этой неделе информированный милицейский источник. Вопрос, теракт или не теракт, актуальный для взрыва двухдневной давности, на этот раз, кажется, и не встает. Он, если разобраться, для обывателя не так уж и важен: из ревности или по неосторожности гранату можно кинуть не только во дворе собственного дома (как это случилось на сей раз), но и в месте гораздо более людном, и тогда пострадавших будет не меньше, чем при тщательно спланированном теракте.

Так что сегодня на юге России изъятие неучтенного оружия, некогда приобретенного людьми как последнее средство самообороны на черный день, — вопрос не менее животрепещущий, чем борьба с терроризмом. Причем речь идет не только о «национальных» республиках, но и, например, о Ставропольском крае, где казаки в начале 90-х устроили настоящую гонку вооружений с дудаевской Чечней и давно уже прячут в чуланах не одни нагайки да сабли времен первой мировой. Но что можно сделать и что реально делается, чтобы ситуация со всем этим хоть немного улучшилась?

«Ноу-хау» последних лет — кампании по сдаче оружия населением за вознаграждение. Осенью прошлого года такая акция прошла в Дагестане. Принесенные в отделения милиции арсеналы впечатляли своим разнообразием и количеством (тех же гранат, кстати, было сдано несколько тысяч). Акцию хотели продолжить, но вынуждены были приостановить, поскольку... в республику не поступили деньги, которыми надлежало расплатиться со сдавшими оружие. Теперь аналогичное мероприятие объявлено в Карачаево-Черкесии. Ее новый президент Мустафа Батдыев имеет поддержку наиболее богатых бизнесменов республики и, возможно, с их помощью рассчитывает провести выкуп оружия без обмана. Хотя сумма, которую обещают выплатить, например, за сданный «калашников» — 4 тыс. руб. — ниже, чем цена АКМ на черном рынке. Так, по крайней мере, утверждают в республике многие.

А черный рынок, как и в предыдущие годы, существует в основном за счет Чечни — просто потому, что военнослужащих и вооружений там несравнимо больше, чем в соседних регионах.

Легко ли оттуда вывезти тот же «калашников» — если не по тайным караванным тропам, а вот просто на общественном транспорте, по федеральной автодороге «Кавказ»?

Первая обязательная проверка выезжающих из Чечни идет на посту «Кавказ», на границе Чечни и Ингушетии. Пост знаменитый, но, увы, не столько количеством изъятого там оружия, сколько масштабами поборов. Впрочем, лучше одного чеченского журналиста о нем не скажешь: «Здесь кончается власть А. Кадырова и М. Зязикова, генерала А. Алханова с его 12-тысячным МВД Чечни; здесь властвуют сила и деньги, здесь аккуратно собирают мзду с каждой проезжающей машины и с каждого пассажира».

Что встретит дальше на своем пути человек, тайно провозящий оружие, попробую представить, исходя из собственных путевых впечатлений этой зимы (чистота сравнения будет соблюдена при условии, что у человека с оружием, как и у автора этих строк, все в порядке с документами).

Очередная граница после поста «Кавказ» — между Ингушетией и Северной Осетией, опять же знаменитый блокпост «Черменский круг». Во времена конфронтации между Ингушетией и Северной Осетией (связанных с осетино-ингушским конфликтом 1992 года) на нем простаивали часами. Нынешний президент Ингушетии Мурат Зязиков, при котором взаимоотношения между двумя республиками потеплели, одним из своих достижений называет облегчение режима на этом посту. И впрямь, на машине ингушского телевидения «Черменский круг» в январе удалось проехать за считаные минуты. Для частных машин процедуры не намного утомительнее: милиционеры проверяют документы у водителя да водят металлоискателем по багажнику. В салон часто вообще не заглядывают.

В паре часов езды — граница между Северной Осетией и Кабардино-Балкарией. Сперва осетинский пост. У водителя маршрутки какие-то нелады с документами, его зовут в вагончик, разбираются. На пассажиров и их вещи — никакого внимания.

~ Примерно километр нейтральной полосы между двумя субъектами РФ — и должен быть кабардино-балкарский пост «Урух». Еще летом он считался одним из самых серьезных на Кавказе: там обыскивали всех пассажиров и пассажирок с чеченской или ингушской пропиской, МВД Кабардино-Балкарии рапортовало о неоднократном задержании на этом посту наркокурьеров. Свой приезд в Нальчик я планировал по времени с учетом того, что на «Урухе» можно потерять час-полтора. Подъезжаю и глазам своим не верю: нет поста. Одни обрывки «колючки» да вытоптанная трава в десятиметровом радиусе вокруг дороги. Почему пост стал лишним? Правоохранители Кабардино-Балкарии решили довериться осетинским соседям? Но те, кажется, не вполне это обстоятельство осознали...

Дальше трасса «Кавказ» ведет в Ставропольский край. Ставропольские посты более продвинутые: у всех отбирают паспорта и несут пробивать по компьютеру. Занимает эта процедура минимум четверть часа. В течение которых ни у кого из милиционеров, сужу по своему конкретному опыту, не нашлось возможности хотя бы беглым наметанным взглядом оглядеть багаж пассажиров. Точно так же обстоит дело на границе Ставрополья и Карачаево-Черкесии. Так что провезти оружие из Чечни как раз туда, где его сейчас за деньги изымают, — вещь, оказывается, не такая и сложная.

Автор — редактор по Северному Кавказу ИА REGNUM. Специально для «Газета.Ru-Комментарии».

Новости и материалы
Боррель заявил об отсутствии у ЕС единства по политике в отношении РФ
Для поиска пропавших в море российских военных привлекли вертолеты
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Пациенты женщин-врачей реже болеют и дольше живут, выяснили ученые
По всей Украине четвертый раз за день объявлена воздушная тревога
Боррель призвал ЕС говорить с РФ и КНР с позиции силы
Рогов заметил, что сознание Макрона поразил «вирус Зеленского»
Двое подростков ограбили сверстника, помочились на него и заставили съесть сигарету
Экс-игрок сборной России рассказал о роли московских команд в борьбе за чемпионство в РПЛ
«У «Спартака» все чересчур гладко, когда-то это закончится: экс-игрок ЦСКА о красно-белых
«Бавария» и «МЮ» могут поменяться тренерами
Спасший товарищей прапорщик из Дагестана стал Героем России
Маск предупредил об обесценивании доллара США
Совет глав ГА ООН призвал к запуску мирного процесса по Украине
В России наложили временный запрет на вывоз сахара
Воздушная тревога третий раз за день объявлена на всей территории Украины
Полицейские открыли огонь, чтобы спасти женщину, на которую напали две ее собаки
В Британии заявили, что власти Украины негласно признают скорую потерю Донбасса
Все новости