На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Каналы познания

Журналист, писатель

Мне нравится телевизор. Сам по себе. Этакий плоский, элегантный, почти совершенный девайс, который можно повесить на стенку вместо картины «Черный квадрат» Малевича. В магазинах я приглядываюсь к ним, совершенным и плоским, но никогда не покупаю. Незачем. Лет десять назад один успешный медиаменеджер, сделавший головокружительную административную карьеру, вычеркнул меня из списка потенциальных покупателей: «Телевидение – это для бедных. Мы же с вами не смотрим телевизор. Чаю, кофе, коньячку?»

С тех пор у меня в доме живет старый добрый телевизор, толстобокий и ни разу не плазменный. Живет как нянька, которую не выставишь за дверь за ненадобностью: сроднились.

На днях я протирала пыль и включила зачем-то старого доброго друга. Телевидение для бедных оказалось красочным и избыточно информативным, как нянька, у которой своей жизни нет, не будет и незачем. Телевидение рассказывало, как обдирает система ЖКХ фигуристку, поселившуюся в элитном доме. Как именно – смотрите после рекламы. Оно лезло в живот к известным артисткам с целью выяснить – а кто еще ждет аиста? Узнаете после рекламы. У одной такой артистки, по мнению телевидения, испортился характер. Но не потому, что она разводится с мужем, а оттого, что она не боится своих преклонных тридцати и еще вполне готова родить. Кого – смотрите после рекламы. Еще телевизор расспрашивал известную певицу о ее третьем муже, первом сыне и бывшей свекрови. А как отнесся к разводу ее второй сын – смотрите после рекламы.

Надо ли говорить, что пыльная тряпка была заброшена, и я смотрела телевизор до, во время и после рекламы, как нянька, у которой своей жизни нет и не будет. Ибо незачем.

Последний раз такое глубокое чувство неловкости я испытывала в 10 классе средней продвинутой школы, где дети ставили спектакли по произведениям великих русских писателей. Одна будущая артистка из нашего класса читала стихи – и читала так, что мучительно хотелось ей помочь или выйти из зала. Выйти было невозможно: чужая неловкость завораживает. Чужой стыд всегда переживается как личный. В этом ведь секрет популярности цирка уродов? В коллективности переживания и состоит природа стыда.

Как же стыдно было мне за телевидение — прямо не оторваться. Коллективный стыд обеспечивает телевидению рейтинги. Вот и меня спросили бы, «что вы смотрели этим летом?» Я бы, стесняясь, назвала пару-тройку самых неприличных телепрограмм.

От расстройства и стыда я выложила свои впечатления в «Фейсбуке». Потребовала (через знакомых) от руководства федеральных и недофедеральных каналов снять с эфира программы, нервирующие нацию. У бедных нет денег на психотерапевтов, а после четырехчасового досугового просмотра телевизора даже мне, привычной к массмедиамерзостям, требуется часовой сеанс реабилитации. Какие-нибудь треки из тибетских монастырей и лепетание горного ручья.

Почему изо всех возможных интонаций они выбрали для своего национального телевидения это истерическое нагнетание? Почему Джек-потрошитель у них подрабатывает на озвучивании межпрограммки, Чикатило записывает анонсы передач, а битцевский маньяк пишет тексты роликов? Эти риторические вопросы задавала я «Фейсбуку», вместо того чтобы послушать горнее лепетание из тибетских монастырей.

И тут вдруг пришел ответ. В личку, как говорят в интернетах. Один очень известный телевизионный человек взялся утешить меня небольшой проповедью о судьбах телевидения.

«Дионисий Ареопагит говорил, что есть два пути богопознания — катафатический и апофатический», — проповедовало мне эфирное лицо федерального канала в час, когда тьма накрыла ненавидимый прокуратором город.

«Господи, при чем здесь?..» — ужаснулась я.

«Катафатика – познание Бога через утверждение, через положительные характеристики, суть предикаты. Бог есть любовь, добро, тепло и милосердие. Забота государства о гражданах – это прямое доказательство существования Бога», — проповедовало телевизионное лицо.

«При чем здесь Бог?» — испугалась я.

«Притом что грешно критиковать телеканалы сами по себе. Телевидение в России надо рассматривать как единое и вездесущее, — продолжало лицо. — Первый и Второй каналы являют собой мир, где есть Бог. А Бог есть тандем. Первый и Второй каналы показывают, каким прекрасным и гармоничным может быть Сущее, управляемое божественной тандемовой волей. Первый и Второй – это пенсии, субсидии, законность, правопорядок, инновации и отеческая твердая рука».

«К чему вы клоните?» — недоумевала я.

«К тому, что критикуемый вами четвертый путь познания Бога есть путь апофатический», — пояснило лицо.

«НТВ есть путь познания Бога?» — уточнила я.

«Именно. Через отрицание. Апофатический путь, согласно Дионисию, есть аскетический и подвижнический. НТВ показывает нам мир, оставленный Богом. А Бог есть тандем, как вы помните. В богооставленном мире структуры ЖКХ нещадно дерут с жильцов, убийцы приходят с топориком к одиноким старушкам-квартировладельцам, матери выбрасывают младенцев в мусоропровод, а Филипп Киркоров одинок», — продолжало лицо.

«??!!» — только и смогла я выдохнуть.

«Богопознание дается через схождение в ад. Вы ж Данте читали? Без мерзости ада нет радости тандемского рая. Телевидение России – это мироздание, держащееся на трех кнопках», — резюмировало лицо.

Мы помолчали.

«А как вам работается в аду? Небось жарко там?» — спросила я моего Вергилия. А сама подумала: вот, сочинили себе сказочку для оправдания — ад, рай, Дионисий, апофатика-катафатика, первый-второй, — лишь бы зарплату годную получать.

«Вот ничего вы не поняли. Ад и рай, первый и второй, Белый Дом и Красный Кремль — это же шизофренический дискурс. Раскольников и старушка-процентщица – это одно и то же. Два кандидата в президенты – это один кандидат. Мы все в одной палате. По всей стране так – двоемыслие, двоечувствие, расщепление личности, общества и государства. Так что не ругайте телевидение. Оно и есть вы. Оно и есть я. Оно и есть Он».

Очнулась от кошмара я под утро. Телевизор работал и показывал что-то бодренькое про диету и отказ от курения. Телефон разрядился. В «Фейсбуке» светилось красненьким новое сообщение:

«Вы только меня не выдавайте. Не называйте фамилию. Я рассказал все это из симпатии к вам. И лучше вообще ничего не пишите. Даже в «Фейсбуке». Им же все тут же докладывают, распечатки приносят. Бог вездесущ. Привет!»

Новости и материалы
Невестка Виктории Бекхэм плакала от того, как дизайнер «ласкала» сына Бруклина на свадьбе
Россиянам посоветовали три лучших упражнения для разминки на улице зимой
Дамаск может попросить российских военных покинуть одну из трех их баз
Во время совещания Путина с правительством зазвонил телефон
Ида Галич рассказала, какие процедуры делает у косметолога
Путин подтвердил планы по переговорам с представителями Трампа
В районе главного места проведения ВЭФ в Давосе объявили пожарную тревогу
В центре нашей галактики зафиксировали загадочные мощные вспышки
Физики впервые обнаружили квантовые сдвиги во времени
Россиянам Новый год омрачили задержки рейсов, падение сосулек и потопы
Мошенники обманули 90-летнюю пенсионерку, сказав, что ее дочь попала в ДТП
Детский матрас нужно менять каждые пять лет, предупредил врач
Трамп передумал вводить пошлины против ряда стран из-за Гренландии
Обмен между ЦСКА и «Зенитом» сравнили с заменой шила на мыло
Пьяные юноши жестоко избили подростка во время распития спиртного в Курске
«Не было предложений»: 18-летняя Андреева о смене гражданства
Число жертв атаки на портовые терминалы на Кубани увеличилось до трех
В Совфеде объяснили, почему глава ЕЦБ ушла с ужина в Давосе
Все новости