Кого слушает президент

Выше только в Африке

28.01.2013, 10:49

Владимир Милов о безответственной налоговой и бюджетной политике российских властей

С начала года поступают все новые неприятные новости, связанные с ростом налогов в нашей стране. Идет волна возмущения мелких предпринимателей увеличением социальных взносов для самозанятого населения более чем в два раза, пошла информация о грядущем шестикратном (!) увеличении налогов на недвижимое имущество для физических лиц.

В России и так неблагополучная ситуация с налоговым бременем. Недавно Всемирный банк и PriceWaterhouseCoopers выпустили очередной доклад «Paying Taxes 2013», оценивающий налоговые условия в разных странах.

В этом исследовании показан серьезный рост налогового бремени в нашей стране: уровень налоговой нагрузки на модельную компанию, включающий налоги и обязательные социальные страховые платежи («total tax rate»), оценивается в 54,1% от прибыли.

Наши правительственные экономисты в течение последнего десятилетия постоянно бубнили о том, что «уровень налогообложения в России в среднем соответствует уровню развитых стран». Этим тезисом оправдывалось сворачивание политики снижения налогового бремени на экономику (проводившейся в 2000–2003 годах правительством Касьянова и серьезно подпитавшей экономический рывок «нулевых») и замена ее последующим увеличением налоговой нагрузки.

Однако читать доклад «Paying Taxes 2013» без слез невозможно. Например, график на страничке 31 показывает, что почти во всех регионах мира налоговая нагрузка ниже, чем в России: на Ближнем Востоке 23,6%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 36,4%, в Центральной Азии, Восточной Европе и Северной Америке – 41–42%, в ЕС – 42,6%. В среднем по миру – 44,7%.

В России, напомню, 54,1%. Вот вам и «конкурентоспособность».

Выше налоговая нагрузка, согласно докладу Всемирного банка и PwC, только в двух регионах – Южной Америке (53,5%) и Африке (57,4%). Нашим фискалам есть куда стремиться.

Еще нужно отметить, что наша страна, согласно данным доклада «Paying Taxes 2013», занимает шестое (!) место в мире по уровню налогов на оплату труда (labor tax) – эти налоги съедают 41,2% от прибыли компаний. Налоги на оплату труда – одно из серьезнейших препятствий для развития, сдерживающее рост зарплат, благосостояние населения, а также снижающее прибыльность многих малых и средних (а особенно – инновационных) предприятий, у которых высока доля оплаты труда в издержках. Нечувствительны к этому только сырьевые компании, у которых работников мало.

В течение последних лет, когда обсуждались вопросы изменения налоговой политики, ситуация неизменно выглядела так, как будто расходы бюджета в нашей стране – нечто неприкасаемое, не подлежащее обсуждению, как будто содержание непомерно разросшегося государства – наша священная обязанность по принципу «все для фронта, все для победы».

Между тем совершенно очевидно, что бюджетная политика последних лет – собственно, и приведшая к нынешнему уровню налоговой нагрузки – абсолютно неприемлема и подлежит немедленному пересмотру.

Скажем, в 2007 году расходы федерального бюджета составляли 6,5 трлн рублей, а по утвержденному бюджету 2013 года – 13,4 трлн. Вы можете подумать, что такой рост связан с наращиванием социальных обязательств государства, расходов на оборону. Но это вовсе не так! Скажем, расходы на оборону выросли с 840 млрд в 2007 году до 1 трлн сейчас – не такой уж особый и рост, тем более что перевооружение армии и увеличение довольствия военнослужащим действительно необходимы.

Или здравоохранение и образование – совокупные расходы федерального бюджета в 2007 году 564 млрд рублей, сейчас – 1,1 трлн. Рост – всего полтриллиона.

Так откуда увеличение федеральных расходов вдвое за шесть лет?!

Вот вам одна из статей бюджетной классификации, по которой увеличение расходов было весьма резким – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». С 675 млрд рублей в 2007 году до 1,5 трлн сейчас.

Самый большой рост – на содержание органов внутренних дел: со 189 до 737 млрд. Почти в четыре раза!

Хочется спросить, может, у нас безопаснее стало за это время, преступность как-то кардинально уменьшилась? Вот вам и «реформа полиции» имени Д. А. Медведева.

Или еще одна статья – «Национальная экономика». Это государственные расходы на инвестиционные проекты, субсидии госкорпорациям и прочая экономическая активность, которую в нормальной стране вообще-то должен финансировать частный бизнес – для того мы и создавали рыночную экономику.

Но у нас государство берет на себя эту функцию все активнее: финансирование экономических проектов выросло с 730 млрд рублей в 2007 году до 1,7 трлн сегодня. Эффект – сомнительный:

доля госсектора в экономике достигла 50%, а темпы роста экономики – ниже докризисных, в III квартале 2012 года рост ВВП упал до 2,9% — самого низкого уровня с 2009 года, а индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в последнее время болтался около ноля.

При этом бюджетные доходы от использования государственного имущества мизерны:по данным Росстата, 2,9% от доходов консолидированного бюджета, 540 млрд рублей, из которых 200 – приватизация федерального имущества. То есть все это огромное государственное экономическое хозяйство особой прибыли бюджету не приносят – расходы на него существенно превышают поступления, а рост тормозится. При том, что доналоговая прибыль только двадцати крупнейших госкомпаний в 2011 году составила почти 4 трлн рублей!

По мне, так статья «Национальная экономика» должна быть подвергнута строжайшей ревизии и по возможности выброшена из федерального бюджета вовсе, за исключением минимально необходимых расходов типа субсидий сельхозпроизводителям.

Нечего спонсировать вороватые госкорпорации и неконкурентоспособные проекты.

Ну и, конечно, почти триллион на содержание чиновников (реально сократить минимум вдвое) плюс всякие развеселые штуки типа 72 млрд рублей расходов на господдержку СМИ – резать без всякого сожаления.

Сокращение неэффективных расходов бюджета приведет к глобально позитивным последствиям для экономики. Резко сократится в размерах госсектор с низкой производительностью труда, общая производительность в экономике вырастет. Высвободится много рабочих рук, сегодня попусту проедающих деньги налогоплательщиков – меньше будет повода у некоторых либеральных экономистов лить слезы о «плохой демографии как угрозе для рынка труда» (при неприлично низкой производительности труда в экономике такие рассуждения – признак глубочайшего непрофессионализма) и оправдывать необходимость завоза в Россию миллионов таджиков.

Ну и ключевой вопрос, конечно – пенсионная реформа. Расходы федерального бюджета на пенсионное обеспечение достигли в 2013 году почти 3 трлн рублей, что, конечно, ненормально – пенсии должны выплачиваться за счет самофинансируемого механизма, предполагающего существенное увеличение доходов от использования госимущества (см. выше). Сегодня прибыли госкомпаний в основном остаются в распоряжении их менеджмента, тогда как на самом деле нужно либо резко повысить размеры перечисления этих прибылей в бюджет, либо приватизировать эти компании, и все эти средства передать Пенсионному фонду, сняв соответствующую нагрузку с бизнеса.

Что необходимо сокращать сильнее всего – так это, разумеется, те самые налоги на оплату труда, пресловутые страховые взносы.

Именно они тормозят рост благосостояния граждан, создание новых рабочих мест, инвестиции. Замена им – переход к описанному выше механизму финансирования социальных обязательств государства за счет лучшего использования госимущества, вместо перекладывания этой нагрузки на более эффективных частных предпринимателей. Вот этим надо заниматься сегодня, а не вести бесплодную дискуссию о том, что лучше – шило или мыло, НДС или налог с продаж. Тогда можно обсудить и оптимизацию налогов на имущество и так далее.

Подобная налоговая реформа могла бы чрезвычайно сильно подстегнуть тормозящуюся экономику, способствовать росту предпринимательской активности, которая пока что уходит в тень именно из-за высоких налогов. Для этого необходимо существенно сократить абсолютно ненужные триллионные расходы государства по целому ряду направлений.

Пока этого не сделано – хватит повышать налоги.