Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ложь, большая ложь и российское телевидение

Обозреватель «Газеты.Ru»

Не стоит запрещать книгу о Стросс-Кане, подумала я вчера, пока ждала решения парижского суда. История старая, как мир. Не юная, но хорошенькая дама начала и закончила роман с бывшим шефом МВФ и несостоявшимся кандидатом в президенты Франции либертином Домиником Стросс-Каном в рамках проекта будущей книги на основе личного опыта. Все точно в срок: 7 месяцев роман в жизни — с января по август 2012 года, 5 месяцев для переложения его на бумагу. Без сомнения, за очень приличные деньги. Он, конечно, развратник и циник, а юрист (в том числе и его) и по совместительству колумнистка «Либерасьон», которая за бабки «снимает» мужика, готового прыгнуть на каждую юбку, пусть называется писательницей. Это вполне в духе времени.

Запрещали великие книги. «Гроздья гнева» Стейнбека и «О дивный новый мир» Хаксли, «Тропик рака» Миллера и «Метаморфозы» Кафки.

Нет-нет, не надо запрещать книгу Марселы Якуб «Красавица и животное», на обложке которой свинка (герой книги — человек-свинья) и красные туфельки.

И не запретили. Судья выписал штраф писательнице и издателю вдвое меньше искомого — 50 000 евро — и обязал в каждый экземпляр книги сделать вкладку о том, что книга вторгается в личную жизнь, а журнал «Нувель обсерватер», который напечатал выдержки из книги, должен опубликовать текст решения суда. И книга сегодня, как и планировалось, может уже лежать на прилавках.

Не заблуждайтесь, эта история не только про писательницу, но и про читателей. В конце концов все, что делают люди, работающие со словом, они делают для публики. В данном случае публика получает некоторую интерпретацию правды, добытой ложью. Предположим, в случае со Стросс-Каном ничего принципиально нового французская публика не узнает, разве что какие-то интимные подробности, любители которых есть всегда и везде. Более того, французская публика уже вчера знала, что стоит за всей историей и как это было, поскольку было обнародовано электронное письмо писательницы Стросс-Кану, в котором она признается, уже после разрыва, что вся любовь была ради появления этой книги, и просит у него прощения. Короче, хочешь — читай эту книгу, зная всю подоплеку, хочешь — не читай. Но если и читаешь, ты знаешь достаточно, чтобы составить мнение обо всех героях этой истории.

А если читатель-зритель-слушатель оказывается в ситуации, когда не знает того, что остается за кадром? Например, биологическую мать погибшего в Америке Максима Кузьмина отрезвили, помыли, одели и вывели на экран федерального канала с огромным охватом аудитории.

И этой аудитории час или полтора впаривали, как неправильно с ней поступили, лишив эту молодую даму детей, которые в итоге оказались в Америке. И вот теперь одного похоронили, и надо срочно вырвать второго из лап пиндосов и вернуть этой вставшей на путь исправления маме. И так думает чуть ли не вся псковская область во главе с губернатором Турчаком. Какой процент этой огромной аудитории понимает, что все ложь, что вся программа скроена под заказ мочить американских усыновителей, который на глазах трансформируется чуть ли не в национальную идею? Сколько людей заметили, что ведущий подсказывает мамаше слова? Какая часть огромной аудитории узнает, что «несчастная мать», лишенная детей, напилась вместе со своим спутником тут же в поезде по дороге обратно и пассажиры потребовали ее ссадить. Вот этим пассажирам никогда уже не внушить, что этой женщине надо вернуть из Америки ее бывшего ребенка. Они видели правду, а три четверти телеаудитории — нет.

Ведь этот же канал, который разыграл шоу с использованием «исправившейся мамаши», потом не рассказал, что ее пьяную после программы выкинули из поезда, и соседний канал этого тоже не сделал, и через один — тоже нет.

И потребители лжи будут искренне, допускаю, возмущаться американскими родителями и требовать запрета на усыновление иностранцами и возвращения мальчика в Россию, что и требовалось заказчикам шоу. И все это превращается в итоге в массовую кампанию «анти» в едином порыве — так это работало в СССР много десятилетий, так это работает снова сейчас, и это срабатывает всегда и везде, где есть монополия на массовые СМИ. Интернет, блогеры, социальные сети и некоторое количество приличных средств массовой информации откусывают от этой одурманенной аудитории кусочки, но все еще несравнимо маленькие.

Французская писательница, получившая с помощью лжи доступ к телу и описавшая (возможно, вполне честно) потом свой опыт в полуфикшне, мне лично малосимпатична, но совершенно безопасна для информированной из разных источников аудитории. Ей придется разбираться разве что с собственной совестью.

Героиня «Карточного домика», сливающая информацию под диктовку сенатора, с которым она ради этой информации спит, несет куда большую ответственность перед своими читателями, поскольку она превращает их в соучастников чужих политических игр. Она ими манипулируют, а не информирует, как, в свою очередь, политик манипулирует ею. Ничего нового, проблема не имеет географических границ, примеры найдем повсюду. Но в Америке, как и в любой другой стране с разнообразными и свободными СМИ, обязательно найдется другая журналистка, которая раскопает все с другой стороны, и баланс будет восстановлен.

В России заказчики, исполнители и трансляторы лжи (пропаганды, если угодно) в равной степени обречены на историческую ответственность, в том числе и перед теми, кто сегодня разинув рот слушает Мамонтова, Киселева (Дмитрия), Зеленского и остальных прекрасных героев нашего времени.

А таких в стране большинство, кто просто не имеет объективной возможности или технических средств, чтобы слушать или смотреть что-то другое. Я ничего не хочу предрекать, но достаточно долго живу, чтобы точно знать, что вдохновенная безнаказанная ложь будет непременно наказана. И поскольку не каждый из этих ребят столь талантлив, как Владимир Познер, покаяние в будущем может не сработать. Та же аудитория, получив иную картинку и текст, их отвергнет. Вместе с системой и ее главными действующими лицами.

Каждый раз, появляясь перед аудиторией с очередной порцией зла, они сжигают не профессию, которая выживет благодаря не им, а собственную жизнь в профессии и точно мосты в будущее. Как сожгла их «красавица», подписывающая сегодня в каком-нибудь книжном магазине свою книгу о «животном». Как юрист и как колумнист она закончилась. Ложь как творческий метод не пользуется в информированном обществе массовыми симпатиями. Приговор, да. Причем под ним подпишутся в том числе яростные поклонники ее книги, если таковые образуются.

Новости и материалы
Nokia выпустила новой кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Валиева рассказала, когда собирается выйти замуж
В Волжском арестовали двух подростков по делу о подготовке теракта
Анна Семенович пожаловалась на проблемы со здоровьем в Сочи
Шойгу рассказал о роли западных советников в диверсиях на территории РФ
Российский контрактник получил девять лет колонии строгого режима
У задержанных в Волжском неонацистов нашли таблицу с расценками за диверсии
Все новости