Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Телега народной любви

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Рейтинг Владимира Путина и всех, кто с ним связан по службе, падает. Это еще не похоже на обвал, но все больше смахивает на тенденцию. Те, кому не нравится режим, видят в этом факте отрадное свидетельство роста оппозиционных настроений, сторонники Путина в опросы демонстративно не верят и считают, что победа будет по обыкновению увесистой.

Это тот редкий случай, когда правы обе стороны. Выборы и правда пройдут успешно, даже если декабрьский этап окажется не слишком удачным для власти, в марте все цифры встанут на свои места. Возможно, низкие показатели осени будут как нельзя лучше оттенять итоги весеннего голосования. При этом популярность Владимира Путина действительно снижается, и, если не будет никаких форс-мажорных обстоятельств, вернуть рейтинг на привычное место будет трудновато.

Куда же ушла часть аплодисментов, сопровождавшая Владимира Путина с осени 1999 года? Почему это случилось именно сейчас, хотя бывали времена и посложнее? Возможно, властям мешает избирательная кампания. Не усердие оппонентов, которые называют себя оппозицией, а сама кампания, ее формальный и неформальный антураж.

Долгие годы граждан приучали к тому, что выборы если и нужны, то не сильно. И если уж участие избирателей в формировании каких-то органов власти можно отменить, то это будет сделано — безусловно, к народной пользе. Власти оказались удивительно последовательны и убедительны, впрочем, усердие нашло благодатную аудиторию. Упразднение излишних элементов демократии стало основой договора между обществом и властью: «Вы нас не волнуете — вы нас не волнуете».

И вот к тому моменту, когда картина стала практически идеальной, гражданам предложили активное участие в выборах, итог которых известен практически всем, кто хоть раз в месяц интересуется политическими новостями. Кампания оказалась не только служебной, но и общественной обязанностью. Это стало прямым нарушением того самого договора. Поэтому отказ граждан, ранее выступавших за Путина, давать социологам положительный ответ можно считать и проявлением раздражения: зачем нам морочат голову, когда ответ все равно известен и исход голосования предрешен. Тем более, очень хорошо заметно, что ответственных лиц волеизъявление населения не очень-то и интересует, а соблюдение прописанных в избирательном законодательстве формальностей происходит с известной долей иронии. Трудно заставить кого-то верить в ритуал, когда и сам в него не веришь, и неверие это скрывать, в общем-то, не надо.

Выходом из положения могло бы стать обсуждение вопроса о том, что ждать от Владимира Путина, когда он окончательно переедет в Кремль и займется президентскими делами. Попытки такие делаются. Прогнозов прозвучало уже много, до мая, когда по плану переезд должен состояться, их будет еще больше. Как это водится, каждый желающий видит в возвращающемся президенте то, что хочет видеть.

Например, тирана, который возьмет пример с Александра Лукашенко и закрутит гайки. Или человека, который под давлением обстоятельств будет вынужден заняться реформированием системы государственного управления, поскольку в нынешнем виде она уже решительно ни на что не способна. Для кого-то Путин-2012—2018 — это строитель новой страны под названием Евразийский союз (что это за образование — пока не очень понятно, зато явно есть чем заняться). Есть и те, кто считает, что ничего, кроме нефтегазовых активов, будущего (бывшего) президента не интересует, поэтому именно этими проблемами он и будет увлечен, все остальное — если руки дойдут. Поговаривают, что главным делом станет продолжение державного дауншифтинга, поминают также неожиданно вспыхнувшее увлечение военными вопросами и т. д. Отдельный набор вариантов связан с меняющим работу Дмитрием Медведевым. Прогнозисты делятся на тех, кто видит его премьером на час, и тех, кто считает, что третий президент сдал главный экзамен в своей жизни и теперь будет готовиться к тому, чтобы в 2018 году стать уже полноправным главой государства.

Многообразие уже прозвучавших версий (а сколько еще прозвучит) в определенном смысле возвращает и Владимира Путина, и всю страну на 12 лет назад, когда с молодым и бодрым президентом связывали надежды почти все политические силы. Всем казалось, что «Путин — НАШ», надо только дать ему освоиться в Кремле как следует. Когда он и правда укрепился, выяснилось, что ошиблись практически все: «нашим» Путин ни для кого не стал, он всегда был только «свой». Путин и сейчас такой же. Он не может быть «чьим-то». Те, кому хочется повторно ошибаться на его счет, имеют на это полное право. Ходить по граблям не запрещено, даже если на них и новые наклейки.

Граждане об этом тоже знают и ожиданиям подвержены куда меньше тех, кому это положено по роду занятий. Они готовы к тому, что после выборов может вернуться ситуация «Вы нас не волнуете — вы нас не волнуете». Им только хочется, чтобы выборы побыстрее кончились. Их-то ведь ни о чем на самом деле не спрашивают.

Новости и материалы
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна присматривается к БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
В США и Молдавии оценили развитие отношений
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах
«АвтоВАЗ» планирует внедрить беспилотные системы в Lada
Шохин рассказал, что Путин и бизнесмены обсуждали на закрытой встрече
В МАГАТЭ назвали непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС
Космонавты завершили выход в открытый космос
Ученые впервые создали искусственный синапс с помощью воды и соли
ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
В США заключат многомиллиардные контракты с ВПК для поставок на Украину
Все новости