Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Стандарты дебилизации-2

Политолог

Защитники новых образовательных стандартов для старших классов средней школы перешли в наступление. Как по команде (впрочем, почему «как»?) в прессе появились благожелательные отклики на новые стандарты, подправленный вариант которых опубликован на сайте Минобраза 15 февраля. В их защиту с разъяснениями выступил и сам министр Андрей Фурсенко. Суть успокаивающих пропагандистских пассов сводится, по сути, к двум тезисам: 1) вы нас неверно поняли (мол, неслучайно Россия по рейтингам плетется в хвосте ведущих стран по умению ее граждан читать и понимать прочитанное, то бишь в данном случае — образовательные стандарты); 2) мы пошли на существенные уступки обеспокоенной общественности и еще в дальнейшем учтем ее мудрые замечания.

Во втором случае применен уже не раз опробованный официальными пропагандистами прием, когда для начала в общественное пространство вбрасывается заведомо сырой проект с явными и бросающимися в глаза изъянами, а потом, якобы под давлением общественности, эти изъяны, как, собственно, и было запланировано с самого начала, убирают, зато оставляют неизменной суть предлагаемой новации.

Так сделали и со стандартами. Общественность пытаются успокоить тем, что, мол, теперь там не 3–4 «обязательных предмета», а целых 10. Но тут нет никакой уступки: с самого начала предполагалось, что будут обязательные для всех в равной мере предметы («Россия в мире», ОБЖ, физкультура плюс индивидуальный проект), а будут еще минимум 6 таких же обязательных, но которые школьник после 9-го класса может выбрать сам. В качестве второй «подачки» бросили русский язык в качестве обязательного для всех. Однако, во-первых, есть основания подозревать, что это была как раз запланированная подачка (трудно себе представить, чтобы школьников не обучали государственному языку). Во-вторых, даже в этой якобы уступке есть «засада»: предоставлена возможность вместо полноценных русского и литературы изучать некий непонятный предмет под названием «русская словесность», который, скорее всего, будет представлять собой сильно упрощенную программу обучения. Так сказать, для совсем тупых, причем с тенденцией к расширению этой категории учащихся. На словах, правда, один из разработчиков стандартов сулит прививать ученикам навыки написания сочинений. Но в самом тексте и следа этого нет: школа по-прежнему будет выпускать людей, неспособных излагать связно свои мысли, незнакомых с произведениями русской и мировой литературы.

Насчет якобы «обязательной» математики тоже не стоит заблуждаться: в этом разделе предложен «на выбор» в том числе некий курс «математика и информатика». Наверное, в его рамках научат пользоваться калькулятором, получать сдачу в магазине и платить за услуги ЖКХ.

В остальном стандарты остались в основном теми же, чем вызвали глубокое и массовое возмущение заинтересованной общественности. Они по-прежнему написаны «птичьим языком» бюрократии. Понять, что к чему и о чем, из полутора сотен страниц сможет не только не всякий родитель, но и не всякий учитель. Продраться сквозь словесную пургу к хоть какому-то смыслу представляется чрезвычайно затруднительным. А у меня лично всякий текст, написанный муторными наукообразными выражениями, вызывает сразу же подозрение, что за этой шелухой ничего путного нету: если люди не могут выразить свои мысли простыми и внятными словами, значит, у них у самих мысли путаные.

Авторы предлагают три уровня изучения каждого предмета – интегрированный, базовый и профильный (углубленный). Понять конкретно, что именно в плане содержания программы будет означать каждый из них, невозможно. Никакой конкретики нет. Критериев отличия одного от другого, кроме интуитивно угадываемого «проще — сложнее», тоже нету. Вместо этого есть звонкое многословие. В естественных науках по-прежнему предлагается выбирать между химией и физикой, биологией и географией. По-прежнему навязывается никем нигде не виданный курс «Россия в мире», за которым, скорее всего, стоит банальный политпроп, наставление по которому хочет выпустить издательство «Просвещение» (его руководитель – среди разработчиков стандартов). Ни по одному из предметов, ни по одному из уровней изучения – ни намека о том, что же конкретно будут представлять собой программы по этим предметам в зависимости от разных уровней. В чем стандарт-то? Где он?

Аргументация авторов стандартов базируется на нескольких положениях. Первое, наиболее внешне привлекательное: школьники получат возможность выбора, так делается во всех ведущих странах, к тому же на практике старшеклассники все равно учат лишь те предметы, которые им нужны для поступления в вуз, а остальные – «прогуливают». Второе: дети перегружены, они все равно не смогут усваивать более 36 часов в неделю по медицинским показателям.

Представим себе все это на практике в наших российских условиях. Заметим при этом, что ученики, как предполагается, ведь не покидают после 9-го класса стен все той же школы, отправляясь для «свободной специализации» из родительского дома в колледж, их продолжают учить все те же учителя. Если эти учителя сегодня в большинстве своем не способны дать учащимся знания по интересующим их предметам на уровне, достаточном для поступления в хороший вуз, то откуда такие способности возьмутся у них после введения новых стандартов? Из текста проекта этого совсем не видно. То есть, как ни крути, опять потребуются репетиторы.

Далее, допустим, в классе из 25 человек примерно половина выбрала гуманитарную «специализацию» (причем часть, помимо истории, разделилась между правом и обществознанием, часть выбрала профильной литературу и т. д.), двое захотели в «физики», одному (для медвуза, скажем) понадобилась химия и, наверное, биология, двоим – география и т. д. Для этих старшеклассников будут специально нанимать преподавателей, чтобы они читали профильный курс для двух-трех учеников? Притом, что в бюджете заложен принцип «деньги идут за учениками», то есть чем меньше учеников – тем меньше денег. Скорее всего, эти дети отправятся в другие школы – специализированные. Если смогут. То есть после 9-го класса предстоит массовая миграция учащихся из школы в школу. Такое возможно в крупных городах. Но в крупных городах у нас проживает меньше половины населения. Для остальных нужна система «колледжей» — с отдельным проживанием в общежитиях, получается? Это не говоря уже о том, что в рамках одной школы (или все же разных – никто ж не разъясняет) одни и те же учителя должны уметь преподавать предмет на трех уровнях – интегрированном, базовом и профильном. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить, во что все это выльется в российских условиях. В профанацию!

В стандартах нет ни слова о требованиях к качеству учительского корпуса средней школы. Нет ни слова о тех критериях, которым должен соответствовать учитель и под которые нужно принципиально другое финансирование и технологическая база, нежели сейчас! Как в школу попадут люди, способные преподавать на «профильном уровне» и получающие при этом тысяч 6–8 рублей в месяц? Как должны быть оборудованы школы, наконец, чтобы там появились современные лаборатории, оборудование, возможности для по-настоящему творческих «индивидуальных проектов»? Вы думаете об этом прочитать в новых стандартах? Не пытайтесь даже это там найти.

Притом, что даже в ныне корректируемой пропагандистской «Программе-2020» не предусмотрено увеличения доли финансирования образования по отношению к ВВП. И вот в этом и есть главный изъян предлагаемых стандартов: апеллируя к зарубежному опыту «творческого выбора» специализации, они хотят насадить его на нищий уровень российского среднего образования. Что извращает саму суть такого выбора: он не обеспечен интеллектуальными и материальными ресурсами.

В реальности введение новых стандартов грозит основной массе учащихся сужением образовательных горизонтов и возможностей под воздействием главного фактора жизни российской школы и ее учителей – ее нищеты. При этом усилится расслоение: будет появляться некоторое количество (небольшое) качественных школ, функционирующих сугубо на платной основе. Доступ к более или менее сносному среднему образованию станет именно платным. Репетиторы никуда не денутся. При сохранении нынешней негибкой системы ЕГЭ (не учитывающей никак при поступлении в вуз достижений по всем школьным предметам, кроме 4-х сдаваемых по ЕГЭ) они будут натаскивать на тесты тех, кто потом составит существенную часть учащихся вузов, – людей с ограниченным кругозором и чудовищными провалами в базовом среднем образовании. Незначительная, более состоятельная часть родителей будут еще более активно отправлять своих детей учиться за границу, начиная с 14 лет, а то и раньше. Выучившись, они потом там и останутся.

Впрочем, по крайней мере, одну проблему предлагаемые стандарты все же решат – проблему «утечки мозгов» из страны. Утекать попросту станет нечему. Страна окончательно замкнется в своем невежестве.

Новости и материалы
В Испании сообщили, что на Украине построили сеть скрытых заводов
Кейт Миддлтон встретится с принцем Гарри только при одном условии
Боррель раскрыл, какие страны должны войти в Евросоюз раньше Украины
Найдено растение, защищающее от камней в почках
Донецкий город Горловка подвергся атаке со стороны ВСУ
Зепюр Брутян рассказала о совместной работе с Прилучным на съемочной площадке
Москвичи взяли рекордное число льготных ИТ-ипотек
Путин не сомневается в победе России в СВО
В Венгрии не увидели смысла в конференции по Украине в Швейцарии без России
На Украине рассказали, когда ВС РФ ворвутся «в сердце» страны
Россиянин сжигал коробки накануне Дня Победы и устроил пожар на 30 гектаров
Сестры Аверины сделали откровенное признание после завершения карьеры
Пожар на нефтебазе под Анапой полностью ликвидирован
Удаление аппендикса может снизить риск развития рака кишечника, установили ученые
Путин прокомментировал взятие Бердычей
В российской школе потолок обрушился на детей посреди урока
Путин заявил о возможности производства наземных роботов для помощи штурмовикам
Несколько европейских стран могут признать Палестину 21 мая
Все новости