На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Поезда обогнали самолеты

Спрос на железнодорожные перевозки в страны дальнего зарубежья вырос впервые за два года

Число пассажиров на поездах в страны дальнего зарубежья выросло впервые с 2014 года. Сильнее остальных увеличился пассажиропоток во Францию, Италию и Германию. В страны СНГ и Балтии пассажиропоток продолжил сокращаться, но темпы снижения замедлились. На руку железнодорожникам играет заметное увеличение тарифов на авиабилеты в Европу, а также страх туристов перед возросшей террористической угрозой.

Пассажиропоток на железнодорожных маршрутах в страны дальнего зарубежья впервые за два года демонстрирует рост. В первом полугодии РЖД зафиксировали 3,5-процентное увеличение числа перевезенных пассажиров на поездах дальнего следования. Если в первом полугодии 2015 года он составлял 274,5 тыс. человек, то в первые шесть месяцев этого года подрос до 284,1 тыс. человек.

Стремительный рост показали такие направления, как Чехия (20,9%), Германия (27,7%), Италия (35,8%), Франция (57,5%), Корея (50,4%). Почти в четыре раза увеличилось число перевезенных пассажиров на маршруте в/из Венгрии.

Не удалось пока переломить тенденцию к сокращению на поездах в страны СНГ и Балтии. Пассажиропоток по этим маршрутам продолжил снижаться, но темпы сокращения замедлились. Если в первом полугодии 2015 года он упал по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 40%, с 5,2 млн до 3,11 млн человек, то в первом полугодии 2016 года он сократился лишь на 6,1%, до 2,92 млн человек.

При этом на некоторых маршрутах был зафиксирован существенный рост: пассажиропоток в Узбекистан вырос на 5,6%, до 194,5 тыс. человек, в Таджикистан — на 64,1%, до 30,13 тыс. человек, а в Эстонию — в два раза, до 45,78 тыс. человек.

Несмотря на рост пассажиропотока на поездах в страны дальнего зарубежья, самолеты остаются наиболее востребованным видом транспорта по дальним направлениям. По данным Росавиации, число пассажиров на международных авиарейсах в первом полугодии 2016 года составило 13,4 млн человек.

Но в отличие от железнодорожного транспорта, международные перевозки на авиарейсах продолжают демонстрировать сильное падение: по сравнению с первым полугодием 2015 года число пассажиров на международных рейсах упало на 26,8%. Из них количество пассажиров на маршрутах между Россией и странами за пределами СНГ сократилось на 28%, до 10,56 млн человек, тогда как на поездах оно растет.

Причин у такой динамики спроса на международное железнодорожное сообщение несколько. Одна из них — изменившаяся ситуация на авиационном рынке России.

Если в прошлом году российские авиакомпании в борьбе за долю на рынке не готовы были существенно повышать цены на авиабилеты, то в этом году после ухода с рынка «Трансаэро» стоимость билетов заметно подросла. Это помогло вернуть часть пассажиров на поезда, цены на которые вновь стали конкурентными.

Например, если в прошлом году средний чек на авиабилет «туда-обратно» из Москвы в Варшаву составлял 18,61 тыс. руб., то в этом цена выросла до 22,75 тыс. руб., подсчитали в Aviasales. Средняя цена на билеты на поезд из Москвы в Варшаву при этом увеличилась только на 2%, до 9,4 тыс. руб. (18,8 тыс. руб. в обе стороны), по данным поискового сервиса Tutu.ru.

Похожая ситуация и с поездками в Ниццу: если в прошлом году стоимость билетов на самолет из Москвы в Ниццу была намного выгоднее, чем на поезд, то в этом они почти сравнялись. По данным Aviasales, средний чек на авиабилет Москва – Ницца «туда-обратно» в первом полугодии 2015 года составлял 33,3 тыс. руб., а на поезд, по данным Tutu.ru, — почти 40 тыс. руб. В первом полугодии этого года авиабилеты в Ниццу подорожали на 19%, до 39,7 тыс. руб., а цена билетов на поезд — лишь на 5,6%. В результате они пришли к фактическому паритету.

Взрывной рост продемонстрировало направление в Эстонию: пассажиропоток на этом маршруте в первом полугодии 2016 года подскочил более чем в два раза, с 22,1 до 45,78 тыс. человек.

Частично это обусловлено временным прекращением курсирования поездов по этому маршруту с середины мая по середину июля 2015 года. Но также росту пассажиропотока способствовала и возросшая цена на авиабилеты в Таллин: средний чек на билеты из Москвы в Таллин в первом полугодии этого года вырос на 35,6%, до 23,9 тыс. руб., тогда как средняя цена за билет на поезд составила 9,4 тыс. руб.

Обратная ситуация с Казахстаном. На этом направлении стоимость авиабилетов по сравнению с прошлым годом демонстрирует снижение.

Так, по данным Aviasales, средний чек на билет из Москвы в Актау «туда-обратно» подешевел на 27,6%, с 25,6 до 18,5 тыс. руб.

Это объясняет тот факт, что на этом направлении пассажиропоток на поездах сократился на 16,6%, с 444,8 до 370,9 тыс. человек, в первом полугодии 2016 года.

Сыграло свою роль и увеличение частоты следования поездов: с декабря 2015 года увеличена периодичность курсирования поезда Москва – Берлин – Париж с двух до трех раз в неделю.

Еще одним фактором возвращения пассажиров на поезда дальнего международного сообщения стала возросшая угроза терактов. Взрыв самолета российской авиакомпании «Когалымавиа» в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года и теракт в аэропорту Брюсселя усилили страх пассажиров перед воздушным транспортом.

О страхе туристов путешествовать самолетами уже заявили европейские авиаперевозчики. «В этом году терактов гораздо больше, чем когда-либо», — цитирует главу британского авиаперевозчика EasyJet Кэролин Маккол The Wall Street Journal. По ее словам, все события, всколыхнувшие Европу за последние месяцы, сильно ударили по потребительской уверенности, а авиакомпании не попадали в столь сложные условия уже много лет.

Похожая ситуация и в России. «В России много, очень много туристов со страхом авиаперелетов. Альтернативы ж/д турам в Европу для таких туристов почти нет. Да и пейзажи по дороге очень даже живописные, а поезда комфортные. Это такая улучшенная альтернатива автобусным турам в Европу, которые были весьма популярны в прошлые годы», — пояснила директор по маркетингу сети турагентств «1001 тур» Мария Конабеева.

Новости и материалы
В «Алросе» рассказали, когда в мире закончатся алмазы
Россияне назвали самые заветные мечты
Шмыгаль раскрыл, сколько стран согласились дать деньги Украине на военные нужды
Европейский союз не будет оказывать финансовую поддержку Грузии
Дмитриев рассказал, кто может заменить Британию в технологической сделке с США
Россиянам дали советы, как пережить новогоднее застолье без вреда для зубов
Россиянам напомнили, сколько можно хранить оливье, чтобы не отравиться
Лукашенко заявил, что Путин хочет мира на Украине
Одна авиакомпания продлила запрет на перелеты в Каракас
Сыну режиссера Райнера грозит пожизненное заключение
Задержанный за подготовку теракта в Германии оказался легальным мигрантом
Производитель SSD призвал пользователей не ждать понижения цен
Россияне рассказали, как относятся к поздравлениям, созданным ИИ
США одобрили возможное обслуживание японских эсминцев с Aegis
Кайли Дженнер снялась в латексном платье: «Рука Шаламе?»
Лукашенко рассказал, что посоветовал Трампу перед встречей с Путиным на Аляске
Оксана Самойлова с детьми сделала каток на ферме после развода с Джиганом
Лукашенко заявил, что Украина просто отдала Крым России
Все новости