Кого слушает президент

Продукты с российской пропиской

Какие зарубежные продукты стали производить в России после эмбарго

Отдел «Бизнес и финансы» 18.01.2016, 09:16
Руслан Кривобок/РИА «Новости»

Прошедший год импортозамещения вернул на полки когда-то привычные продукты, попавшие под эмбарго. Российскую прописку получили европейские мясные деликатесы и сыры, морепродукты, которые раньше в основном импортировались. «Газета.Ru» вспомнила три самых интересных традиционно зарубежных продукта, которые стали производиться в России в 2015 году.

Сыры европейских сортов

Сыры оказались самой скандальной категорией импортозамещения. Практически сразу после введения продовольственного эмбарго широкой общественности стали известны цифры статистики, по которой к концу 2014 года объемы импорта пальмового масла, которое позволяет заменить более дорогостоящий молочный жир, выросли на десятки процентов. Вместе с «пальмой» росло и производство сыров, хотя количество молока на рынке осталось на своем дефицитном уровне.

Через некоторое время на полках российских магазинов вместе с большим количеством швейцарских сыров появились псевдоитальянские пармезаны, псевдоголландская гауда, новые виды моцареллы, вариации греческой феты и многие другие виды этого молочного продукта. Производства сыров появились в Подмосковье, в Тульской, Брянской областях, в Алтайском, Краснодарском краях, в других регионах.

В каких-то случаях подобное импортозамещение явно не удалось: надежды производителей на то, что слово «пармезан» на упаковке позволит забыть о соответствии качеству «запрещенки», не сбылись. Летом этого года английская The Guardian сравнивала консистенцию отдельных видов твердых сыров с застывшей замазкой, а их запах — с букетом ароматов в спортивной раздевалке.

С другой стороны, мягкие сыры нашим производителям вполне удаются. Той же брянской моцарелле зарубежное издание дало семь баллов из десяти, мягкой и ароматной тульской буррате — целых девять баллов. Сыры действительно вкусные, но их текущая цена намного выше стоимости зарубежной продукции. Килограмм рикотты обойдется в 500–600 руб., маскарпоне — в 600–900 руб. Моцареллу можно приобрести за 800–1200 руб./кг, бураты — минимум за 1800 руб./кг.

Фуа-гра

Французский деликатес из печени откормленных по специальной технологии гусей после введения эмбарго в 2014 году оказался в России под запретом. По крайней мере данный продукт попадает в запрещенный список, по мнению ФТС.

В Европе отношение к гусиной печени неоднозначное, в большинстве стран (за исключением Венгрии, которая конкурирует на этом рынке с Францией) отягощенная циррозом печень не производится из-за соображений гуманизма: уж слишком сомнительным выглядит насильственное откармливание гусиных пернатых через трубку.

Но российским производителям экологов и прочих защитников животных бояться пока не приходится: существует сразу несколько хозяйств, занимающихся «выращиванием» гусиной печени, одно из крупнейших — в Чеховском районе Московской области.

В продаже «на месте» 1 кг обойдется в 850 руб., баночка деликатеса в магазинах стоит 350–450 руб. — сейчас это примерно в три раза дешевле оригинального французского деликатеса, который удается, вопреки эмбарго, провести через границу. Для желающих птицеводы выкладывают в интернете информацию по непростой технологии изготовления этого продукта. В нем самым затратным компонентом выходит высококалорийный корм, которым придется довольно долго кормить гусей. Выбирая печень, обращайте внимание на отличие фуа-гра от просто гусиного паштета — разница во вкусе весьма заметна.

Устрицы

Запрет морепродуктов традиционно французского происхождения — креветок, гребешков, лангустов, омаров и устриц — в основном ударил по российским ресторанам высокого ценового сегмента, специализирующимся на морских деликатесах. Их поставщиками-заменителями в основном стали компании из Туниса, Индонезии. В остальных случаях в кафе и магазинах соответствующие продажи часто скромно стали обозначать не страной производства, а океаном, например Атлантическим или Индийским. Океан, как говорится, большой, и не все страны поддержали санкции.

Впрочем, в ассортименте появились и отечественные морские гады и морепродукты: в ресторанах и интернет-магазинах стали реализовать российские гребешки и сахалинские устрицы.

Диапазон цен очень разнится: от 200 руб. (а в рамках акций и 150 руб.) за маленький и менее мясистый экземпляр устриц до 500 руб. за самую дорогую и объемную соловьевскую. Штука эксклюзивной хасанской устрицы из залива Петра Первого (кстати, именно во времена его правления деликатес стал популярен на Руси) может и вовсе стоить более 1000 руб.

Устрицы, которые считались деликатесом еще в Древнем Риме, для России отнюдь не новы, и импортозамещение тут ограничено в основном логистикой: доставлять устрицы дешевле из Франции, чем с Дальнего Востока и Крыма, где их сейчас производят.

Шесть французских устриц Fine de Claire (для сравнения) ранее (до эмбарго) стоили около 600–900 руб.

Кстати, створчатые весьма полезны и богаты витаминами A, D, С, содержат все витамины группы В, а также минералы — фосфор, кобальт, йод, марганец и цинк. При употреблении их в пищу, однако, стоит опасаться норовируса, который благополучно размножается даже в свежих морепродуктах, пропускающих через себя воду. В этом случае вместо приятного послевкусия вы рискуете провести около суток в объятиях белого друга. Симптомы проявляются, как правило, через двое суток после употребления в пищу устриц.

Антимонопольная ложка дегтя

В подобном импортозамещении, к сожалению, есть неприятный осадок. Отдельные компании, пытаясь повысить спрос к своей продукции, оформляют упаковку продукта так, чтобы у покупателя создавалось впечатление об иностранном происхождении товара, словно покупатель приобретает «запрещенку». Например, размещают на лицевой стороне зарубежные флаги и надписи на иностранных языках, пишут о соответствии европейским (или каким другим) традициям, которые, разумеется, еще и многовековые. Или просто специально или неспециально делают упаковку похожей на известный продукт, попавший под запрет.

Все эти действия попадают под понятие недобросовестной конкуренции, рассказывает «Газете.Ru» руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров. «По закону нельзя вводить в заблуждение потребителей относительно места производства и потребительских свойств товара, так же как и незаконно использовать результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации другого юридического лица, — говорит он. — Например, если вы хотите назвать ваш сыр пармезаном, то сначала поинтересуйтесь, не является ли это название уже зарегистрированным Роспатентом и не использует ли его давно другая организация».

Но такой подход на волне патриотизма и моды на все российское может и нечасто, но присутствует. В основном он связан с молочными продуктами. Антимонопольное ведомство уже разбиралось с несколькими такими случаями.

Например, в феврале 2015 года Санкт-Петербургское УФАС России разбиралось с историей вокруг подобного образца «импортозамещения» — масла «Тысяча озер», на упаковке которого красовался слоган «Свежесть финского утра». До разбирательства в ФАС на обертке также отображался флаг Финляндии и фраза «Изготовлено под контролем Fincheesecompany, Finland.

По итогам рассмотрения дела в УФАС указали, что все эти элементы оформления вместе создавали у потребителей впечатление, что масло произведено в Финляндии, но эта информация не соответствовала действительности.

На самом же деле, как установил антимонопольный орган, изготовитель масла ООО «ФиннишМилк Компани» находится в России, а реализует продукцию этого предприятия также российская компания ООО «Невские молокопродукты». Отечественные производители в результате согласились переделать упаковку, поэтому чиновники решили не выдавать предписание компаниям и не штрафовать за нарушение.

Схожая история была с маслом «Баба Валя», упаковка которого, как признала ФАС, была похожа на сливочное масло от Valio до степени смешения. Ситуация закончилась тем же: компания объявила о смене дизайна, поэтому штраф выписан не был.