МАКС тормозит на взлете

В подмосковном Жуковском стартует 12-й авиасалон МАКС-2015

Елена Платонова 25.08.2015, 08:40
Репетиционные полеты в рамках подготовки к ХII Международному авиационно-космическому салону... Марина Лысцева/ТАСС
Репетиционные полеты в рамках подготовки к ХII Международному авиационно-космическому салону МАКС-2015 в Жуковском

25 августа в подмосковном Жуковском стартует авиасалон МАКС-2015. На фоне обострения отношений с Западом список участников сократился более чем на треть. Российская авиавыставка рискует существенно сократить объемы заключаемых контрактов. Как ожидается, большинство договоров будут связаны с уже имеющимися договоренностями.

Авиационная выставка МАКС-2015 пройдет в подмосковном Жуковском с 25 по 30 августа. Авиасалон проводится, как и его западные аналоги — французский «Ле Бурже» и английский Фарнборо, — раз в два года. Первый МАКС состоялся в 1993 году. По ожиданиям организаторов, авиасалон в Жуковском в текущем году посетят более 400 тыс. человек – это на несколько сот тысяч меньше, чем в 2013 и 2011 годах.

В двенадцатом салоне примут участие 760 компаний, из них 151 иностранное предприятие из 25 государств. Это значительно меньше, чем в 2013 году.

Общий список компаний-участников сократился на четверть, список иностранных предприятий стал меньше почти наполовину (в 2013 году в авиасалоне участвовали 277 зарубежных компаний из порядка 40 государств). Количество участников в российском авиасалоне почти в сто раз меньше, чем на крупнейшем из подобных профильных мероприятий парижском «Ле Бурже», в котором в этом году приняли участие более 2,3 тыс. компаний из 50 государств.

В этом году на выставку не приедут компании из Австралии, Испании, Колумбии, Киргизии, Латвии и Эстонии, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Перу, Польши, Словении, Финляндии. Уменьшилось число участников из европейских стран: так, из Франции вместо 45 компаний в этом году заявлено только 31 предприятие.

Вполне ожидаемо сократилось присутствие украинских предприятий: на грядущем МАКСе будет представлен только один украинский завод – Луганский авиационный ремонтный завод.

Для сравнения, в МАКСе 2013 года участвовало 53 предприятия. Не приедут на авиасалон в Жуковском и одни из важнейших партнеров российского авиастроения на Украине — компании «Мотор Сич» и ГП «Антонов». Среди новых участников стоит отметить несколько компаний из Ирана, Турции, а также почти троекратное увеличение китайской делегации.

Не намерены принимать участие в авиасалоне и ряд крупных российских авиакомпаний. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службах «Трансаэро» и «ЮТэйр», они не будут участвовать в МАКС-2015.

Деловая программа тоже, по всей видимости, будет уступать и зарубежным авиасалонам в Ле-Бурже и Фарнборо, и даже предыдущим МАКС-2013 и 2011 годов, на которых удавалось заключить контракты на общую сумму от $10 млрд до $20 млрд. В области гражданской авиации основные контракты будут связаны в первую очередь с уже имеющимися договоренностями.

Среди тех мероприятий, о которых появилась информация заранее, — подписание контрактов на поставку пассажирских самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ100) между Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и «Гражданскими самолетами «Сухого» (ГСС). Финансироваться сделка будет за счет средств, полученных ГТЛК для докапитализации от правительства в размере 30 млрд руб. О том, что эти средства лизинговой компании будут пущены на закупку самолетов SSJ100 (более 30 ВС), было известно еще весной, когда принималось решение о докапитализации.

Помимо этого, возможно подписание контракта между ГТЛК и казахстанской авиакомпанией Scat на поставку до 20 самолетов SSJ100. Учитывая, что каталожная стоимость одного SSJ100 — около $36 млн, сумма сделки превысит $700 млн.

Перейдут от соглашения о намерениях к твердому контракту производитель пассажирского самолета МС-21 «Иркут» и «Сбербанк лизинг». Как сообщил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, в рамках МАКС-2015 будет подписан твердый контракт на поставку 20 МС-21 с опционом на 30 самолетов. Из расчета каталожной стоимости одного МС-21 в размере $85 млн общая сумма сделки по твердым контрактам составит $1,7 млрд. Это станет продолжением договоренностей, достигнутых между компаниями на авиасалоне два года назад.

На статической экспозиции будет представлено 119 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Впервые будет представлен российский боевой вертолет Ка-52К, создававшийся для базирования на вертолетоносцах типа «Мистраль».

Впервые посетители смогут увидеть и ударный вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник», многоцелевой вертолет Ми-38 с VIP-салоном и сверхлегкий вертолет Ка-56 «Оса». Среди военной техники главной новинкой станет многоцелевой истребитель Су-30СМ от корпорации «Иркут».

Благотворительный фонд «Легенды авиации» представит историческую экспозицию, в которой будут представлены такие ВС, как Су-15УМ, МиГ-25Р, Су-27, МиГ-27М, реплика Farman IV начала века, а также МиГ 1.44 — прототип истребителя пятого поколения, и Ту-155 — летающая лаборатория с двигателями на криогенном топливе.

Старожилом авиасалона уже можно назвать российский узкофюзеляжный самолет SSJ100. Он будет представлен в пассажирской и бизнес-комплектации.

Корпорация «Иркут», как ожидается, продемонстрирует и фюзеляж пассажирского МС-21. А Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) впервые представит широкой аудитории образец двигателя ПД-14, которым планируется оснащать МС-21.

Европейский авиастроительный концерн Airbus впервые покажет в России свою последнюю разработку — широкофюзеляжный самолет A350 XWB. Воздушное судно, первое из пяти тестовых самолетов, будет выполнять показательные полеты, а также поучаствует в статической экспозиции в бизнес-дни авиасалона.

В программе демонстрационных полетов заявлено более 80 воздушных судов. Ожидаются выступления восьми пилотажных групп.

Из них Военно-воздушные силы России представят пять — «Русские витязи» на самолетах Су-30 и Су-27, «Стрижи» на самолетах МиГ-29, «Соколы России» на самолетах Су-30, вертолетно-пилотажная группа «Беркуты» на вертолетах Ми-28, «Крылья Тавриды» на учебно-боевых самолетах Як-130. Последняя примет участие в авиасалоне впервые.

В небе над Жуковским появятся также пилотажная группа ДОСААФ России «Русь«и частные авиагруппы — «Первый полет» (Россия) и Baltic Bees (Латвия) на учебных самолетах L-39.

В небе можно будет увидеть и опытный экземпляр истребителя пятого поколения Т-50, созданный по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» — ПАК ФА. В мае Т-50 был исключен из воздушной программы парада Победы по требованиям безопасности: на тот момент самолет еще не прошел государственные испытания.

В дни массового посещения на взлетно-посадочной полосе пройдет соревнование — в сотрудничестве с японской компанией Yokohama состоится состязание самолетов и гоночных автомобилей в скорости.

В первые три дня авиасалона, с 25 по 27 августа, летная программа будет укороченной: показательные полеты будут стартовать с трех часов дня. На дни массового посещения запланирована полетная программа, начинающаяся с самого утра.

На первый день работы авиасалона запланирован визит президента России Владимира Путина. Ожидается также посещение выставки главами Саудовской Аравии и Иордании, а также делегацией из Ирана.

Не исключено, что прибывающая на этой неделе в Москву делегация из Египта с президентом республики Абдул-Фаттах Халил ас-Сиси также обсудит возможное сотрудничество с Россией в области военного и гражданского авиапрома.

С 28 по 30 августа запланировано массовое посещение авиасалона. Билет для посетителей обойдется в 700–850 руб. в зависимости от даты и времени приобретения. Обеспечивать безопасность на МАКС-2015 в будние дни будут около 3 тыс., а в выходные дни — около 4 тыс. полицейских. Для контроля за обстановкой и маневрирования будут также задействованы вертолет и аэростат с системой высотного видеонаблюдения.