Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спорные трубы «Транснефти» хотят купить иностранцы

Спорную трубу «Транснефти» выводят из сферы российско-украинского конфликта

Швейцарская компания, подконтрольная гражданину Германии Анатолию Шеферу, намерена купить «дочку» «Транснефти». Именно эта структура нефтетранспортной монополии владеет трубами, которые Россия и Украина пытаются отсудить друг у друга уже десять лет. По словам экспертов, путем продажи спорный актив пытаются вывести из сферы российско-украинского конфликта, однако кто из его участников стоит за сделкой, остается неясным.

Швейцарская International Trading Partners AG подала в Федеральную антимонопольную службу заявку на покупку 100% компании «Юго-Запад Транснефтепродукт», входящей в структуру «Трасненфти». Об этом ФАС сообщает во вторник, хотя само ходатайство, как пояснили «Газете.Ru» в ведомстве, было подано еще 3 августа.

В своем сообщении ФАС отмечает, что швейцарская ITP AG контролируется гражданином Германии Анатолием Шефером, а «Юго-Запад Транснефтепродукт» внесен в список стратегических активов России. Таким образом, заявка на его покупку подпадает под закон об иностранных инвестициях и сделка подлежит предварительному согласованию.

Представитель «Транснефти» во вторник был недоступен для комментариев.

«Юго-Запад Транснефтепродукт» соединяет крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия Самарской области, Башкирии и Перми с районами потребления нефтепродуктов. Трубы ЮЗ ТНП проходят по территории 11 субъектов Российской Федерации, Украины и Белоруссии. Компания также осуществляет поставки нефтепродуктов в Венгрию и Латвию.

В состав ЮЗ ТНП входит «Прикарпатзападтранс», владеющий трубой «Самара-Западное направление», которая уже на протяжении десяти лет является предметом спора России и Украины. Эксперты полагают, что покупка ЮЗ ТНП связана прежде всего с этим активом.

Еще в 2005 году Украина пыталась отсудить проходящие по ее территории трубы (отрезок длиной 1433 км), однако тогда дело развалилось. В 2011 году к нему вернулись, и Ровненский суд удовлетворил иск украинской генпрокуратуры, постановив, что нефтепродуктопровод является собственностью Украины. В 2014 году «Транснефть» и Росимущество это решение оспорили. Российская сторона отмечала, что проложенная еще в советское время труба принадлежит именно России — в соответствии с межправительственным соглашением 1993 года, по которому Украина признала права РФ на нефтепровод.

Дело дошло до Высшего хозяйственного суда Украины, который в марте 2015 года оставил в силе решение, по которому труба была «истребована в государственную собственность из незаконного владения «Прикарпатзападтранса». «Транснефть» прекратила поставки по нефтепродуктопроводу.

На сегодняшний день споры вокруг актива продолжаются, причем только трубами Киев не удовлетворился. Украинская сторона также пыталась доказать свои права на оставшееся в этих трубах технологическое дизельное топливо. Ранее «Транснефть» оценивала его стоимость примерно в $40 млн. Но здесь уже украинский суд встал на сторону российской компании.

«Трубу, по которой шли поставки дизельного топлива как на Украину, так и далее в Европу, путем продажи швейцарской компании пытаются вывести из сферы российско-украинского конфликта, возникшего из-за этой трубы, — говорит источник в российской нефтяной отрасли. — Причем заинтересованы в этом и России, и Украина».

По словам собеседника «Газеты.Ru», России выгодно возобновить поставки «дизеля». Украине нужно как само топливо, так и транзит. Источник полагает, что за International Trading Partners AG стоит, вероятнее всего, Украина.

В свою очередь, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев полагает, что покупка «Юго-Запад Транснефтепродукта» инициирована именно российской стороной. «Отсудить саму трубу так и не удалось, нефтепродукты Россия «отбила» только после нескольких судебных тяжб — да и что проку в нефтепродуктах без трубы?» — говорит эксперт.

По словам Касаева, для РФ сейчас этот актив — балласт. «Причем всегда будет сохраняться риск несанкционированного отбора нефтепродуктов из трубы, а если ею будет владеть компания из ЕС, такой риск сведется к минимуму», — полагает эксперт.

Касаев отметил, что сейчас все будет зависеть от решения ФАС и комиссии по иностранным инвестициям. «Если покупка актива инициирована Украиной, ходатайство никогда не одобрят», — поясняет эксперт.

Ранее, в 2014 году, сообщалось об интересе к «Прикарпатзападтрансу» со стороны «ЛУКойла». СМИ сообщали, что покупку нефтетранспортного актива крупнейшей российской частной нефтяной компанией одобрил президент России Владимир Путин.

Новости и материалы
Названы главные признаки, говорящие о том, что вы не умеете бережно относиться к деньгам
Сенатор Грэм призвал украинцев всех возрастов идти воевать
В ресторане СПб расстреляли мужчину, предполагаемый убийца недавно вернулся с СВО
В нескольких областях Украины объявлена воздушная тревога
Делегация Минкультуры России приехала в Северную Корею
Рособрнадзор не планирует объединять госэкзамены по истории и обществознанию
В России сформировали список мегапроектов технологического суверенитета
В Раде предложили ввести диктатуру ради победы над Россией
Вкладчикам разрешили оформлять и получать страховое возмещение онлайн
В России подскочил спрос на игрушки-антистресс и успокоительные
Сенатор Грэм согласился с идеей предоставления Украине помощи в виде кредита
В МИД Турции считают, что конфликт на Украине не закончится в 2024 году
В небе над Дамаском произошли взрывы
В Госдуме не одобрили лишение «Ельцин-центра» особого статуса
В Белом доме высказались о легитимности выборов в России
Путин провел разговор с наследным принцем Саудовской Аравии
Правительство утвердило правила установления минимальных цен на жидкости для вейпов
Ресторатор объяснил, почему российская рыба может быть дорогой в магазине
Все новости