«Уралвагонзаводу» гарантировали спасение

Правительство рассмотрит предоставление госгарантий «Уралвагонзаводу»

Владимир Тодоров 15.05.2015, 22:01
Танк Т-90 СМ представлен на выставочной площадке «Уралвагонзавода» на выставке... Сергей Мамонтов/РИА «Новости»
Танк Т-90 СМ представлен на выставочной площадке «Уралвагонзавода» на выставке вооружений «Евросатори» в Париже

Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть варианты помощи «Уралвагонзаводу» (УВЗ). Долг корпорации превышает 55 млрд руб., а Альфа-банк ранее подал два иска по просрочке кредитных выплат и грозится обанкротить предприятие. Эксперты считают позицию банка излишне жесткой, но разделяют его опасения по дальнейшему ухудшению финансовой ситуации на предприятиях УВЗ.

Правительство рассмотрит варианты предоставления помощи «Уралвагонзаводу» — одному из крупнейших производителей вагонов и военной техники, в том числе танка «Армата». Об этом в рамках пятничной встречи с гендиректором УВЗ Олегом Сиенко заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Я дам поручение Минпромторгу и правительству рассмотреть вопрос о предоставлении вашему предприятию государственных гарантий в тех объемах, которые вы заявляли для выполнения существующих контрактов», — передает ТАСС слова премьера.

При этом Медведев также пообещал проанализировать ряд возможностей докапитализации корпорации, в том числе и по линии Внешэкономбанка, но суммы так и не обозначил.

Сам Сиенко в марте этого года рассказал ТАСС, что УВЗ необходима докапитализация в размере 30 млрд руб. и госгарантии на 60 млрд руб. В октябре 2014 года завод уже подавал заявку на получение 35–50 млрд руб. госгарантий для исполнения госзаказа, а также ожидает решения по господдержке «дочка» предприятия — «ЧТЗ-Уралтрак» — на 15 млрд руб.

При этом «Интерфакс» в пятницу со ссылкой на письмо Олега Сиенко вице-премьеру Дмитрию Рогозину утверждает, что УВЗ запросил 16,7 млрд руб. госгарантий для себя и 4,8 млрд руб. — для дочерней компании «ЧТЗ-Уралтрак». Кроме того, еще 35,2 млрд руб. должно пойти на докапитализацию корпорации. Заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич рассказал «Газете.Ru», что эти цифры не соответствуют действительности, и затруднился объяснить природу происхождения письма.

Тем временем продолжает набирать обороты конфликт между «Уралвагонзаводом» и Альфа-банком, ранее обвинившим «ЧТЗ-Уралтрак» в просрочке выплат по кредиту.

По словам Жарича, просрочка по кредиту в размере 338 млн руб. действительно была допущена, однако на сегодня задолженность перед банком уже погашена. Тем не менее Альфа-банк 14 апреля подал иск к «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарку «Тракторозаводский» о взыскании с предприятий 6 млрд руб. и $39,7 млн. Предварительное заседание по делу назначено на 27 мая.

«Альфа-банк потребовал целиком выплатить сумму кредита, а сейчас пытается банкротить всю корпорацию. При этом банк официально уведомлен, что «ЧТЗ-Уралтрак» ждет решения по господдержке на сумму 15 млрд руб., которая будет направлена в том числе на реструктуризацию кредитного портфеля предприятия», — заявил замгендиректора УВЗ.

На этой неделе банк подал в суд второй иск к УВЗ и «ЧТЗ-Уралтрак» по взысканию задолженности по еще одному кредитному соглашению. В результате Арбитражный суд Москвы арестовал 523,5 млн руб. на счетах «Уралвагонзавода».

«Арест денежных средств незаконный, так как по кредиту было обеспечение. Будем оспаривать решение суда», — прокомментировал ситуацию Жарич, назвав неконструктивным намерение банка подать в суд еще один иск о банкротстве «Уралвагонзавода».

В Альфа-банке заявили, что ждут предложений от УВЗ по урегулированию ситуации с задолженностью, однако «со стороны заемщика и поручителей таких предложений не поступает».

«Заемщик безосновательно претендует на отсрочку кредита. В настоящее время у нас нет оснований для пролонгации кредита: финансовое положение предприятия ухудшается, сроки предоставления государственных гарантий не обозначены, а заложенная производственная недвижимость неликвидна, ее стоимость недостаточна для покрытия долга. Ситуацию усугубляют поданные в Арбитражный суд Челябинской области заявления о банкротстве ООО «ЧТЗ-Уралтрак», — говорится в сообщении финансовой организации.

От дополнительных комментариев представители банка воздержались.

«Альфа-банк в данном случае занимает излишне жесткую и неконструктивную позицию, поскольку оказываемое на УВЗ давление явно выходит за рамки отношений заемщика и кредитора. Несмотря на все существующие проблемы, УВЗ — это весьма крепкое и важное для страны предприятие, так что у претензий Альфа-банка могут быть какие-то скрытые мотивы», — рассказал «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

В то же время директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что в подобных случаях Альфа-банк всегда занимает крайне жесткую позицию. «На сегодня число крупных проектов на УВЗ сократилось, и Альфа-банк опасается дальнейшего ухудшения финансового положения корпорации», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

Отметим, что недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Кремль не собирается вмешиваться в спор УВЗ и Альфа-банка. «В данном случае это хозяйственные споры, не наш вопрос абсолютно», — отметил он.

В феврале 2015 года «Уралвагонзавод» вошел в список 199 системообразующих предприятий России, которые могут претендовать на антикризисную помощь государства. При этом на конец 2014 года общий долг завода по РСБУ составлял 55,4 млрд руб.