Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

Сечин против маневров

«Роснефть» напомнила Владимиру Путину о рисках новой модели налогообложения отрасли

Петр Орехин 21.01.2015, 20:06
Алексей Дружинин/РИА «Новости»

Как стало известно «Газете.Ru», глава «Роснефти» Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором вновь указал на проблемы, возникающие из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. Главный риск в том, что де-факто будет изменена модель отрасли, которая станет экспортно ориентированной. Из-за этого на внутреннем рынке вырастут цены на топливо или возникнет его дефицит. Против ревизии маневра резко выступает Минфин.

Владимир Путин в конце ноября прошлого года подписал закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Маневр подразумевает перенос тяжести налоговой нагрузки с экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В течение 2015–2017 годов экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, пошлина на нефтепродукты — в 1,7–5 раз, ставка НДПИ на нефть вырастет в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6,5 раза. Акцизы на нефтепродукты будут постепенно снижаться.

Маневр категорически не понравился большинству нефтяных компаний, поскольку он ведет к увеличению налоговой нагрузки. «Роснефть» неоднократно заявляла о своем несогласии с принятыми новациями, но ее мнение услышано не было. Правительство согласилось лишь оставить нефтяникам налоговые льготы на добычу трудноизвлекаемых ресурсов, а также льготы для работы на шельфе и в отдельных регионах страны.

В новом письме на имя главы государства (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»), отправленном в начале января, Игорь Сечин вновь говорит о системных рисках, которые несет в себе налоговый маневр. В их числе (помимо дополнительных расходов на налоговые выплаты) – существенный рост цен на отдельные виды нефтепродуктов, вынужденный отказ от реализации проектов по модернизации нефтеперерабатывающих производств. Сейчас это усугубляется еще и введенными технологическими и финансовыми санкциями в отношении России, а также падением нефтяных котировок.

Фактически налоговый маневр меняет модель работы отрасли, переориентируя ее с внутреннего рынка и переработки на экспортные поставки.

В «Роснефти» подсчитали, что в результате применения новой фискальной модели с января 2015 года снижение с 90 до 78% ставок экспортных пошлин на бензин «приведет к существенному повышению эффективности экспорта относительно поставок на внутренний рынок (до 3 тыс. руб. на тонну), спровоцировав тем самым рост на 7–10% цен на внутреннем рынке в связи с ростом экспортного паритета».

В компании полагают, что в условиях ограничения роста цен и существующих обязательств по поставкам нефтепродуктов подобная ситуация ведет к снижению маржи нефтепереработки оценочно до двух раз в сравнении с фискальным режимом 2014 года. В преимущественном положении в связи с этим оказываются нефтеперерабатывающие заводы, не производящие товарные нефтепродукты для поставок на внутренний рынок и не осуществляющие инвестиции в модернизацию.

«Таким образом, последствием налогового маневра будет резкий рост цен на внутреннем рынке для сохранения рентабельности нефтепереработки или дефицит, который впоследствии приведет к еще большему росту цен», — указывается в письме Игоря Сечина Владимиру Путину.

«По сути, налоговый маневр поменял условия сбора налогов таким образом, что экспортные пошлины были снижены, но вырос налог на добычу полезных ископаемых, что фактически может привести к росту цен на внутреннем рынке и соответственно отразится на ценах на нефтепродукты», — соглашается аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк.

Источник «Газеты.Ru» в правительстве подчеркивает, что рост на топливо на внутреннем рынке был заложен в маневр и это не новость. Ранее чиновники отмечали, что стоимость бензина и дизеля может возрасти на 1–3 руб.

Что касается дополнительных налоговых выплат, то в «Роснефти» их оценивают в 2015–2016 гдах в $2,6 млрд. Из них на сегмент «Разведка и добыча» приходится $1,2 млрд, на сегмент «Переработка и сбыт» — $1,4 млрд.

«Такое увеличение налоговой нагрузки эквивалентно изъятию из производственной программы в указанных периодах источников для реализации таких крупных новых проектов, как освоение Сузунского и Юрубчено-Тахомского месторождений в Красноярском крае, бюджетный эффект которых оценивается в 2,3 трлн руб., а ежегодный уровень добычи – в 10 млн тонн нефтяного эквивалента», — отмечается в документе.

«Роснефть» указывает, что перечисленные выше риски носят системный характер и влияют на всю отрасль. Впрочем, ключевые игроки отрасли («ЛУКойл», «Газпром нефти» и др.), к которым «Газета.Ru» обратилась за комментариями, отказались обсуждать эту тему.

Игорь Сечин просит президента «поручить правительству Российской Федерации с привлечением экспертов ведущих российских нефтяных компаний провести дополнительный анализ последствий введения нового фискального режима в отрасли в течение 1-го квартала 2015 года с учетом существенно возросшей волатильности на энергетическом и валютном рынках». Он также предлагает поручить профильным ведомствам подготовить доклад на эту тему и представить его на президентской комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Президент предложение поддержал, переправив этот вопрос в Минфин и Минэнерго.

В «Роснефти» «Газете.Ru» подтвердили, что компания продолжает просчитывать риски в связи с изменившимися внешними внутренними условиями, с тем чтобы найти сбалансированное решение, которое учитывало бы интересы отрасли, потребителей и бюджета.

В Минэнерго России «Газете.Ru» сообщили, что совместно с компаниями ведомство проводит сейчас оценку влияния ценовой конъюнктуры на мировых рынках на отрасль. «Что касается влияния в данной ситуации налогового маневра, то его целесообразно будет оценивать по итогам первого квартала», — подчеркнули в ведомстве.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин пояснил «Газете.Ru», что пока не прошло даже одного месяца после вступления в силу пакета законодательных изменений, объединенных названием «налоговый маневр».

«С нашей точки зрения, даже обсуждать возможность каких-либо изменений совсем преждевременно», — говорит Трунин.

Андрей Шенк считает, что корректировать параметры маневра имеет смысл только в том случае, если на внутреннем рынке нефтепродуктов возникнет дефицит, что приведет к резкому росту цен. В то же время он отмечает, что такой сценарий возможен только в долгосрочной перспективе, так как те компании, которые уже инвестировали в переработку, вряд ли будут останавливать мощности. Впрочем, учитывая обозначенные «Роснефтью» риски, плохую внешнюю конъюнктуру и достаточно лояльную реакцию Владимира Путина, правительство вполне может «прогнуться» и выдать нефтяникам дополнительные льготы после подведения итогов первого квартала.