Туроператоры горят на демпинге

Ростуризм не исключает новые банкротства турфирм и рекомендует отдыхать в России

Рустем Фаляхов, Ольга Адамчук 04.08.2014, 22:27
iStockphoto

Скандал с банкротством туроператоров вышел на правительственный уровень. Некоторые турфирмы работают по принципу МММ — финансовой пирамиды, считает премьер Дмитрий Медведев. Закон об основах туристической деятельности в России будет переписан, а пока Ростуризм в состоянии рекомендовать только отдых внутри страны.

Банкротство «Невы», «Идеал тура», «Экспотур», «Розы ветров. Мир» и «Лабиринта» стало предметом для разбирательства в правительстве. Премьер Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию на рынке туруслуг как «обвал» и заявил, что давно такого не было. Хотя банкротства турфирм происходят каждое лето и осень, начиная с 2007 года.

Фирмы-банкроты Медведев сравнил с финансовыми пирамидами. «У нас что получается: сами по себе туристические операторы — они разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ… Необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски», — заявил Медведев.

По данным Ростуризма, туроператор «Лабиринт» имел три юридических лица: ООО «Лабиринт», ЗАО «Лабиринт-Т» и ООО «Компания «Лабиринт».

Проблему премьер видит в том, что отрасль недостаточно жестко контролируется. Медведев предложил проводить периодические проверки туроператоров, добавив, что МВД уже возбудило уголовное дело. Еще одно решение проблемы — исключать из реестра компаний тех операторов, у кого нет надежного финансового покрытия.

Для туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, годовой оборот которых не превышает 250 млн руб., размер финансовых гарантий составляет 30 млн руб. Если оборот свыше 250 млн руб., то фингарантии должны составлять не менее 12% объема реализации. Для внутреннего и въездного туризма финансовые гарантии составляют 500 тыс. руб. Таким образом, для большинства туроператоров, имеющих небольшие объемы реализации, установлены невысокие пороги финансового обеспечения. Это было еще в 2009 году.

«Еще тогда эксперты указывали на недостаточность финансового обеспечения. Негативные последствия этого изменения мы сейчас наблюдаем», — говорит Константин Галин, старший юрист компании «Некторов, Савельев и партнеры».

На совещании так и не прозвучали ответы на вопросы, что делать с теми туристами, которые полностью оплатили услугу, но не смогли вылететь на отдых, а также как вернуть на родину тех российских туристов, которые сейчас спят на чемоданах в аэропорту и которых вынуждают еще раз заплатить за перелет.

Как и на вопрос, почему каждое лето российский турист, приобретая путевку, играет в лотерею — обанкротится его оператор или нет, получится отдохнуть или придется бегать по судам.

По словам премьера, российские туристы «не должны находиться в безвыходном положении». «Там часть людей просто не способны за себя заплатить», — констатировал Дмитрий Медведев.

В Ростуризме признают, что закон об основах турдеятельности не защищает интересы потребителя. «Закон будет дорабатываться», — сообщила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.

Между тем действующий с 1996 года закон был кардинально перелицован менее двух лет тому назад. «Ни один закон не в состоянии обезопасить потребителя и гарантировать ему 100-процентное получение туруслуги», — комментировала в 2012 году «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. До 2007 года российский рынок туруслуг был настолько диким, что российские туристы вообще не получали компенсаций. Сейчас пострадавший турист вправе по закону рассчитывать на компенсацию затрат на пропавшую путевку и возмещение морального вреда. На практике можно деньги потерять.

«Как избежать сюрпризов, когда потребитель узнает о том, что ему отказано в вылете? Никак!» — говорит Татьяна Черникова, генеральный директор «Центра путешествий». Если отказано в вылете в связи с банкротством, то можно лишь взять новый тур и заново его оплатить, при этом срочно подать документы в страховую компанию туроператора на возмещение. «Но, как показала ситуация с «Невой» и «Лабиринтом», страховые компании ненадежны, и максимум, на что можно рассчитывать, если не подключится «Турпомощь», это получить примерно 2000 руб. компенсации», — говорит Черникова.

Участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», вносят свои предложения по корректировке закона. Смысл этих корректировок в том, чтобы в конце концов развернуть закон в пользу потребителя.

Рынок туруслуг так устроен, что операторы имеют возможность демпинговать в любое время в расчете на то, что в пик сезона удастся хорошо заработать. «Многие коллеги позволяют себе демпинговать, отправлять туристов в тур ниже его себестоимости. Затраты они покрывают тем, что берут кредиты в нескольких банках.

Кредиты брались на Западе, сейчас кредиты подорожали – вот операторы и посыпались», — объясняет ситуацию Татьяна Ванд, глава туристической компании «Ванд Интернешнл».

В Европе ни один оператор не сможет работать, продавая туры себе в убыток несколько месяцев подряд, к нему сразу придут контролирующие органы, добавляет Ванд. Ненормальна и ситуация, когда авиаперевозчик накапливает многомиллионный долг и об этом никто из контролирующих органов не знает.

Ростуризм и Росавиация обязаны контролировать ситуацию. Но в России все иначе: тут каждые полтора года сменятся начальник по туризму и никто не собирается контролировать рынок», — говорит Ванд.

В Ростуризме утверждают, что контролировать рынок они не могут, потому что не хватает полномочий. «Конкретно Ростуризм спрогнозировать такую ситуацию с банкротствами туроператоров никак бы не смог, так как у ведомства нет достаточного функционала и прав, чтобы вмешиваться в деятельность туроператоров и в их отношения со страховщиками, а также мы не имеем права проверять компании. В данной ситуации Ростуризм имеет возможность лишь проверять документы, бухгалтерскую отчетность», — отметила пресс-секретарь ведомства Ирина Щеголькова.

В отсутствие действенного регулятора и внятного законодательства, единственный способ для потребителей как-то компенсировать ущерб в результате банкротства компаний – это страховка, считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Но сегодня закон позволяет туроператорам страховать только часть своей ответственности, уточняет глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, добавляя, что ни один член Всероссийского союза страховщиков не отказывается платить за туроператора в том объеме, который покрывает страховой договор. «Клиент не платит за страховку. Он отдает деньги за путевку, а туроператор уже должен застраховать свою ответственность. Я абсолютно уверен, что туроператоры вносят страховой полис в стоимость тура. Но свою ответственность туроператор страхует не всегда (он может быть не весь год застрахован) и крайне редко в полном объеме, — говорит Юргенс.

«Ситуация с туроператорами мутная. В страховании ответственности туроператоров большая часть рисков ложится не на крупные компании, а на фирмы, скажем так, однодневки. Их доля на рынке максимально велика», — согласен гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев.

Временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов видит иное решение проблемы.

«Я бы посоветовал отдыхать в России — это менее рискованное событие», — сказал Сафонов в понедельник на пресс-конференции, добавив, что в случае приобретения заграничных туров всегда имеются какие-либо риски.

В чем вина западных операторов, если банкротами становятся отечественные и именно к российским операторам есть претензии у пострадавших туристов, Сафонов не пояснил.