Украина берет Крым в морскую блокаду

В России уверены, что обеспечить выполнение запрета на судоходство Киев не сможет

Вероника Лисовская 08.07.2014, 08:26
Керченская паромная переправа в Крыму ИТАР-ТАСС
Керченская паромная переправа в Крыму

Министерство инфраструктуры Украины подготовило приказ о закрытии для международного судоходства морских портов Крыма. По сообщению ведомства, проигнорировавшие закон могут столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до тюремного заключения. Впрочем, украинский закон вряд ли будет иметь какие-либо последствия, считают российские эксперты.

Украина в ближайшее время намерена закрыть для международного судоходства морские порты Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялты и Севастополя, говорится в сообщении министерства инфраструктуры Украины.

Приказ, принятый министерством 16 июня и зарегистрированный министерством юстиции Украины 24 июня, вступит в силу после его официальной публикации. Как следует из приказа, вместе с закрытием морских портов должны быть ликвидированы и их администрации.

«Такое решение означает, что любое судно, зашедшее в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку проигнорировавшие подобный запрет судовладельцы и капитаны судов могут столкнуться с серьезными проблемами (штрафами или даже тюремными заключениями), — отмечается в сообщении министерства. — Подобные прецеденты на Черном море уже существуют».

Закрытие морских портов в Крыму правительством Украины может серьезно сказаться на экономическом состоянии Крыма, считают украинские эксперты. «Изменятся грузовые потоки, транспортная и прочая инфраструктура Крыма не получит необходимых заказов, — сказал бывший министр экономики Украины Владимир Лановой украинскому интернет-изданию From-UA. — Тогда крымскую экономику ожидает коллапс».

Украинский закон вряд ли отразится на крымской экономике, поскольку Украина не сможет обеспечить выполнение данного постановления, возражают российские эксперты.

«Единственная сторона, которая может следить за исполнением закона о закрытии портов, — это сторона, которая его приняла, то есть Украина», — утверждает доцент кафедры государствоведения и права РАНХиГС Кира Сазонова. Ни ООН, ни Международная морская организация (ИМО), ни любая другая международная структура не будет контролировать ситуацию вокруг морских портов полуострова, поскольку они не занимаются признанием национальных законов, говорит она. «ИМО может рекомендовать судам иностранных государств не заходить в порты Крыма до момента урегулирования территориального спора между Украиной и Российской Федерацией, однако суда вправе самостоятельно решать, следовать им рекомендациям или нет», — поясняет эксперт.

Поэтому смогут ли международные суда входить в порты Крыма, напрямую зависит от решения территориальных претензий между Россией и Украиной, считает Сазонова.

В целом же, сказала она «Газете.Ru», принятие закона о закрытии портов на полуострове, не относящемся к территории Украины, — это не более чем очередная провокация. С мнением Сазоновой соглашается ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. Даже после вступления украинского закона о закрытии крымских портов в силу международные суда не перестанут заходить в Крым, и вряд ли его нарушение повлечет какие-либо санкции, уверен аналитик: «Представим, что в крымский порт зашел американский туристический лайнер, Украина попробует его конфисковать?»

В случае если международные суда по каким-либо причинам все же не смогут входить в порты полуострова, туристический сектор Крыма от этого пострадает незначительно. Согласно статистике министерства курортов и туризма Крыма, за 2013 год полуостров посетило 5,9 млн человек, при этом из них 65,6% составили украинцы, 26,1% — россияне, а 4% — белорусы. На туристов из других стран от общего турпотока пришлось всего 4,3%.

При этом число туристов, прибывших на полуостров на круизных лайнерах в 2013 году, невелико: всего 63 тыс. человек, что от общего туристического потока составляет меньше 1%.

Напомним, что развитие морских портов Крыма называлось в числе приоритетных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в России. Ранее, в мае, ради финансовой поддержки Крыма правительство планировало заморозить такие инфраструктурные проекты, как порт Тамань в Краснодарском крае и автомобильный мост через реку Лену около Якутии. Как заявлял глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, реализация этих двух проектов становится менее актуальной, при этом освобожденные бюджетные средства в размере 112 млрд руб. могут быть направлены на финансирование других проектов, в том числе в Крыму.

При этом премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что в связи с присоединением Крыма реализация проектов в Тамани, в которой много глубоководных портов, стала не так необходима, как ранее.

Однако, как стало известно в конце июня, данные проекты все же оказались в утвержденной Транспортной стратегии России до 2030 года.