Просто золотой мост

Правительство подготовило ФЦП развития Крыма до 2020 года

Рустем Фаляхов 01.07.2014, 11:54
Вид на Ялту РИА «Новости»
Вид на Ялту

Программа развития Крыма урезана почти вдвое. Но все равно объем госсредств, которые Минрегион предлагает инвестировать в возрождение полуострова, впечатляет – до 620 млрд руб., значительная часть которых пойдет на строительство моста через Керченский пролив. За счет Крыма могут пострадать другие ФЦП. Сэкономить можно, уверены эксперты. За счет частных инвестиций.

В возрождение Крыма планируется инвестировать до 620 млрд руб., сообщил глава Министерства регионального развития России Игорь Слюняев. Он добавил, что «федеральная целевая программа развития Крыма в основном готова», она рассчитана на 2014–2020 годы. «Нам пришлось ее разрабатывать в активном режиме, в короткие сроки», — уточнил Слюняев. «Мы совместно с коллегами из Севастополя и Крыма подготовили не только мероприятия, но уже прошлись по конкретным объектам, — цитирует ИТАР-ТАСС руководителя ведомства. — По тем объектам, которые необходимо, во-первых, содержать, по объектам, которые необходимо реконструировать и развивать, и по новым объектам, которые необходимы для развития экономики Крыма».

По распоряжению премьера Дмитрия Медведева ФЦП по развитию Крыма и Севастополя должна быть утверждена до 1 июля этого года.

В Минрегионе «Газете.Ru» сообщили, что подготовили ФЦП и передали ее на окончательное согласование в Минэкономразвития. МЭР назначено ответственным за сбор предложений от профильных министерств. В этом ведомстве подтвердили, что программа поступила и будет передана на утверждение в правительство. Сроки рассмотрения программы правительством неизвестны, но, возможно, в среду она будет рассмотрена на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

ФЦП развития Крыма неоднократно переписывалась. Все ее варианты, публично обсуждавшиеся в СМИ, не более чем спекуляции на эту тему, говорит источник «Газеты.Ru» в одном из ведомств. Достоверной информации по госпрограмме нет до сих пор. Не известны ни объекты, которые попали в список, ни объем финансирования.

Еще неделю назад и.о. главы Республики Крым Сергей Аксенов утверждал, что Москва выделит на Крым порядка 825 млрд руб., то есть на 200 млрд руб. больше.

Ранее предусматривалось два варианта финансирования Крыма. Оптимистичный вариант ФЦП предполагал общий объем вложений 978 млрд руб., базовый вариант — 723,6 млрд руб.

Позднее, когда ФЦП оказалась в руках Минрегиона, он предложил инновационный вариант инвестирования в Крым. Инноваторы из Минрегиона сочли необходим расширить ФЦП до 1,15 трлн руб., из них 1,1 трлн из федерального бюджета. А самый «дешевый» вариант программы назвали «инерционным» (порядка 350 млрд руб.), то есть заведомо неприемлемым.

Цели, которые должна решить ФЦП, также неоднократно корректировались — под предлогом сделать Крым витриной России, преуспевающим регионом, комфортным для жизни, труда и отдыха.

По одной из версий, реализация ФЦП должна будет увеличить уровень зарплат в Крыму в пять раз за семь лет. Назывался рост зарплат и в шесть раз — до 75 тыс. руб.

Внутренний региональный продукт должен был, по одному сценарию, удвоиться, по другому – утроиться. Жонглирование цифрами наблюдалось и по расходам на душу населения. На бездотационность регион планировалось вывести то за два-три года, то за три-четыре года.

Наиболее горячие споры вызывает проект строительства моста через Керченский пролив. Первоначально, когда еще Крым был в составе Украины, проект тянул на 47 млрд руб. Это должен был быть автомобильный мост или тоннель.

Позднее президент Владимир Путин посоветовал добавить к автомобильному варианту железнодорожный. Чиновники восприняли это как сигнал к умножению расходов. За четыре месяца (с марта по июнь) смета на прокладку моста успела подорожать в шесть раз, подсчитал депутат Госдумы Владимир Поздняков.

В марте 2014 года министр транспорта Максим Соколов говорил, что на возведение моста понадобится 50 млрд руб., напоминает Поздняков. В майской заявке Минтранса для ФЦП развития Крыма было указано уже 200 млрд руб. А 5 июня глава Росавтодора Сергей Кельбах заявил, что затраты на мост будут не меньше 300 млрд руб. И на содержание моста потребуется 750–800 млн руб. в год. «Я почему-то думаю, что мост еще подорожает. Не исключаю того, что к завершению строительства, то есть к 2018 году, он станет просто золотым», — пишет в своем блоге Поздняков.

Из-за того что ФЦП по Крыму готовилась в авральном порядке, чиновникам пришлось задвинуть подготовку нескольких других ФЦП, а некоторые их них будут урезаны или переформатированы и слиты с другими ФЦП.

Это признал на одном из заседаний правительства в начале июня министр экономического развития Алексей Улюкаев. Среди проблемных оказались такие программы, как «Укрепление единства российской нации», «Юг России», «Жилище», а также программа по повышению устойчивости жилых домов в сейсмических районах.

Отвечая на вопрос «Газеты. Ru» о том, сколько миллиардов добавило в ФЦП министерство природных ресурсов и экологии его глава Сергей Донской сообщил: «Наша часть ФЦП стоит 44 млрд руб, если немного округлить. Проекты по лини нашего министерства в основном касаются водных ресурсов, их восстановления».

Донской не считает, что 44 млрд руб. – это большой запрос. «Если мы там собираемся что-то делать или нет? Если «да», тогда необходимо инвестировать», — ответил Донской.

Ради финансирования Крыма могут свернуть господдержку двух крупных инфраструктурных проектов — порта в Тамани (Черное море) и моста через реку Лену (около Якутска). Возможность перенаправления около 105 млрд руб. поручал рассмотреть правительству Владимир Путин. Наверняка это поручение учтено в планируемых расходах на Крым.

При этом проблемы недостаточности денежных средств ни одно из министерств, участвующих в перекраивании расходов, не испытывало — снижение курса рубля привело к росту доходов бюджета, денег в казне стало больше.

Но больше стал и «политический навес» над крымскими проектами, отмечали ранее эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». Кремль как бы обязался продемонстрировать западным странам преимущества перехода Крыма под юрисдикцию России. В этом случае скупиться нельзя.

Крым стал третьим мегапроектом российской власти после грандиозных строек, приуроченных к саммиту АТЭС и к зимней Олимпиаде в Сочи.

Гендиректор аналитического агентства InfraNews и уроженец Севастополя Алексей Безбородов уверен, что в строительстве железнодорожного моста в Крым нет необходимости. Достаточно автомобильного сообщения и авиационного. «Я вообще не понимаю, зачем нужно вкладывать в это бюджетные средства. Пусть частный бизнес расширяет аэропорты в Севастополе и Симферополе и придумывает, кого и когда возить на отдых в Крым», — говорит Безбородов.

Кроме того, он уверен, что Крым не нуждается в грузовых перевозках. Крым меньше, чем, например, Курск или Новгород, в три раза меньше, чем Кубань, и возить туда по железной дороге тонны руды, угля, нефти нет необходимости. «А без грузовых перевозок пассажирские будут просто нерентабельны. В РЖД это знают», — добавляет Безбородов.

Снижение расходов на Крым с 1,15 трлн до 625 млрд отчасти можно объяснить тем, что за строительство моста взялась китайская компания China Communication Construction Corporation (СССС), считает эксперт НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Он надеется, что механизм реализации строительства моста будет дополнен гражданским контролем, что поможет снизить коррупционную ренту проекта.

Тем не менее госрасходы на Крым будут расти. Это обычная практика реализации крупных инфраструктурных объектов.

И уж тем более таких проектов, которые политически мотивированы и нуждаются в усилении госгарантий для бизнеса, уточняет эксперт. «Чем выше политический риск, тем больше вкладывается в проект госсредств, тем меньше частных инвестиций», — говорит Миронов.