Кого слушает президент

В Крым недорого

Владимир Путин отменил НДС на авиабилеты в Крым

Александр Орлов 23.04.2014, 08:49
Международный аэропорт Симферополь Reuters
Международный аэропорт Симферополь

Владимир Путин отменил НДС для внутренних авиарейсов в Крым, а также установил максимальную стоимость билетов экономкласса по этому направлению для «Аэрофлота» — 7,5 тыс. руб. Принятые меры должны поддержать туристический поток, однако для удешевления стоимости билетов авиакомпаниям, скорее всего, придется сокращать издержки. Возможно, за счет других внутрироссийских направлений, которые льготы по НДС пока так и не получили.

Президент Владимир Путин подписал поручение, согласно которому с 1 июня 2014 года обнуляется ставка налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации услуг по перевозке авиапассажиров в Крымский федеральный округ и обратно, сообщает пресс-служба Кремля.

«Правительству Российской Федерации: обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих установление с 1 июня 2014 года ставки налога на добавленную стоимость при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом в Крымский федеральный округ и в обратном направлении в размере 0 процентов», — говорится в перечне поручений по вопросам развития транспорта, опубликованном на сайте Кремля.

Срок исполнения поручения — 20 мая. Ответственным за исполнение поручения Путина назначен премьер-министр Дмитрий Медведев.

Сейчас все внутренние перелеты в России облагаются НДС в размере 18%, что существенно увеличивает их стоимость по сравнению с международными, которые данным налогом не облагаются. До вступления Крыма в состав России перелеты НДС не облагались.

В начале апреля Минтранс и Росавиация опубликовали правила предоставления бюджетных субсидий авиаперевозчикам при полетах из российских городов в Крым. Согласно документу, авиакомпания, установившая предложенные ведомствами тарифы на перевозки, получит от государства ту же сумму в качестве субсидии. В частности, цену полета в Симферополь из Казани предложено установить на уровне 2,2 тыс. руб., из Кирова и Уфы — 2,5 тыс. руб., из Архангельска — 3 тыс. руб., из Иркутска — 6,8 тыс. руб. Всего в перечень попали 16 городов.

Кроме того, президент велел правительству до 1 мая сформировать необходимую базу для предоставления субсидий организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности авиаперевозок в Крым, а также поручил провести капитальный и восстановительный ремонт рулежной дорожки и устройства навеса-накопителя для пассажиров в аэропорту Симферополя.

«Отмена НДС вряд ли сможет радикально повлиять на экономику, а лишь позволит сократить убытки авиакомпаний на внутренних линиях, — сказал «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Когда данный проект рассматривался применительно ко всем внутренним линиям, Минфин его не пропустил».

В марте 2013 года Минфин и Минэкономразвития не поддержали идею Минтранса обнулить НДС для авиабилетов на внутрироссийских авиалиниях. В Министерстве транспорта таким образом рассчитывали снизить цены на рейсы внутри страны, а компенсировать потери бюджета предлагалось за счет введения дополнительного сбора с пассажиров, летящих за границу. Однако в Минфине отказались поддержать данную инициативу, отметив, что дискриминация клиентов в зависимости от географии полета не сможет удешевить перелеты внутри страны.

Помимо отмены НДС для внутренних авиарейсов в Крым указом президента установлена и максимальная стоимость авиабилета в Крым для авиакомпании «Аэрофлот», основным акционером которой является государство.

Стоимость авиаперелета Москва — Симферополь — Москва на самолете «Аэрофлота» не должна превышать 7,5 тыс. руб.

«Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России обеспечить установление открытым акционерным обществом «Аэрофлот — российские авиалинии» специального тарифа на период летнего туристического сезона 2014 года на перевозку одного пассажира и его багажа по маршруту Москва — Симферополь и в обратном направлении на все места в салоне экономического класса. Итоговый размер указанного тарифа не должен превышать 7500 рублей в обоих направлениях с учетом всех возможных такс и сборов», — говорится на сайте Кремля. Срок исполнения поручения — 1 мая, ответственным за реализацию поручения президента назначен глава Министерства транспорта.

Однако эксперты сомневаются в целесообразности данного решения.

«Такое решение выглядит не совсем логично. Сочи, в развитие которого было вложены миллиарды рублей, не получает таких же преференций, — отмечает Олег Пантелеев. — Поэтому минимальную цену 7,5 тыс. руб. в два конца имеет смысл вводить только для определенных категорий граждан».

В самом «Аэрофлоте» не стали дожидаться 1 мая и уже объявили об установлении специальных тарифов на перелеты в Крым. «С сегодняшнего дня «Аэрофлот» вводит единый тариф для авиабилетов экономического класса по направлениям Москва — Симферополь — Москва и Симферополь — Москва — Симферополь», — говорится в пресс-релизе компании, опубликованном во вторник.

Стоимость билета на любой рейс по этим направлениям составит 7,5 тыс. руб. (туда-обратно) и 4 тыс. руб. (в одну сторону), включая таксы и сборы.

Также с 1 мая авиакомпания увеличивает количество рейсов с 1 мая до четырех ежедневных рейсов, а с 1 июня количество рейсов из Москвы в Симферополь возрастет до восьми.

Однако в таких условиях «Аэрофлоту», скорее всего, придется всеми возможными способами уменьшать издержки, для того чтобы снизить возможные убытки.

«На самолетах с плотной компоновкой кресел, а также с учетом невозвратных тарифов, отсутствием питания на рейсе такой протяженности, а также уменьшением нормы провоза багажа на одного человека можно получить уровень издержек, соответствующий цене билета 7,5 тыс. руб., — отмечает Олег Пантелеев. — Однако в низкий сезон удержать такую цену будет крайне сложно без убытков для авиакомпании».

Эксперты не исключают, что авиакомпания может попытаться компенсировать издержки за счет других внутрироссийских направлений.

Сейчас в международный аэропорт Симферополя летают большинство крупных российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро»,S7, VIM Airlines, «Россия» (Rossiya Airlines), Ural Airlines («Уральские авиалинии»), а также «Глобус» (Globus). В частных авиакомпаниях пока не определились с ценовой политикой в отношении крымского направления. Исходя из поисковых запросов на различных сервисах цена билета на конец мая (с 22-го по 29-е число) составляет около 7 тыс. руб. на несколько российских авиаперевозчиков.

При этом некоторым зарубежным авиакомпаниям такие преференции создали серьезные преграды. Белорусская авиакомпания «Белавиа» не будет летать нынешним летом в Крым из-за экономической нецелесообразности таких рейсов, сообщает госагентство БелТА со ссылкой на главу минтранса республики Анатолия Сивака. «На сегодняшний день «Белавиа» не продает билеты на те рейсы, которые были в расписании с июня по август. Это вызвано тем, что экономика этих рейсов не очень хорошая», — заявил министр, отметивший в связи с этим решение России о дотировании авиаперелетов в Крым.