Cosmo и «Ведомости» уйдут в Hearst

Sanoma нашла покупателя на свои активы в России

Екатерина Брызгалова 05.12.2013, 21:38
Новым владельцем издательского холдинга Sanoma Independent Media станет американская холдинг Hearst... Mario Tama/Getty Images
Новым владельцем издательского холдинга Sanoma Independent Media станет американская холдинг Hearst Corporation

Новым владельцем издательского холдинга Sanoma Independent Media, издающего газету «Ведомости» и журнал Cosmopolitan, станет американская Hearst Corporation, сообщают источники «Газеты.Ru». Стороны договорились о продаже 100% активов. Но затем деловая газета «Ведомости» может быть перепродана: сейчас судьба издания обсуждается с другими владельцами бренда, в частности Financial Times Group.

Финский медиахолдинг Sanoma договорился о продаже 100% акций своего российского подразделения Sanoma Independent Media (SIM), издающего газету «Ведомости», журнал Cosmopolitan и другие СМИ. Покупателем выступит американская Hearst Corporation, которой на 50% принадлежит издательский дом Hearst Shkulev Media. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к топ-менеджменту SIM. Другой источник, знакомый с планами Sanoma, подтвердил эту информацию.

О сделке компании планируют объявить на следующей неделе, рассказывает источник.

Партнером Hearst Corporation в России является генеральный директор Hearst Shkulev Media генеральный директор ИД Виктор Шкулев, который владеет другими 50% издательского дома. Совокупный тираж изданий Hearst Shkulev Media/«ИнтерМедиаГруп» превышает 12 млн экземпляров, совокупная аудитория — 21,6 млн читателей (данные TNS Russia). Издания группы компаний читает каждый третий житель России.

В рамках сделки будут проданы доли во всех активах российского медиахолдинга SIM, в частности доли в журналах Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar. Их издает издательский дом «Фэшн пресс», который, в свою очередь, принадлежит на 50% SIM, на 50% — корпорации Hearst. Также будет продано подразделение «Юнайтед пресс» (издает Men's Health, Woman's Health, National Geographic и др). Совместно с итальянской компанией Mondadori SIM выпускает также журнал Grazia.

Перейдет во владение Hearst Corporation и доля SIM в газете «Ведомости». Ее издает ЗАО «Бизнес ньюс медиа», по 33% акций в котором принадлежит SIM, Dow Jones и Financial Times Group.

Впоследствии доля в деловой газете «Ведомости» может быть перепродана новым владельцам. В четверг представители SIM улетели в Лондон на встречу с руководством FT, где будет обсуждаться дальнейшая судьба газеты, рассказывает источник, близкий к SIM.

Пока непонятна схема, по которой Hearst будет управлять российскими подразделениями. Вероятно, компания может передать российские активы в доверительное управление Шкулеву, говорит источник на медиарынке. Либо же продаст ему доли в ряде изданий, например долю в «Фэшн пресс», а остальные выделит в отдельный актив, рассуждает он. При этом другой собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией в Hearst Shkulev Media, не подтвердил факт сделки.

Шкулев отказался от комментариев по поводу продажи SIM.

Особая головная боль — газета «Ведомости». О том, что продать издание будет сложно, участники рынка предупреждали и ранее. «Совладельцы «Ведомостей» будут очень внимательно выбирать покупателя. Они захотят продать газету только издательским домам, которые никак не аффилированы с российскими властями, в противном случае «Ведомости» потеряют свою репутацию независимого СМИ», — говорил ранее один из участников рынка.

Официально финский холдинг Sanoma выставил на продажу российское подразделение в конце октября в рамках «крупнейшей реорганизации в истории компании» (также продаются подразделения в Восточной Европе и Бельгии). Необходимость оптимизации расходов подразделения вызвана изменениями на рекламном рынке и неудовлетворительными финансовыми показателями корпорации. В начале декабря 2013 года она выпустила облигации на сумму в 100 млн евро со сроком погашения на три года. Средства будут направлены на погашения долгов. За последние девять месяцев 2013 года Sanoma получила операционный убыток в размере 242,9 млн евро по сравнению с прибылью в 158,6 млн евро годом ранее. Выручка холдинга сократилась на 7%, до 1,7 млрд евро.

Но Sanoma пыталась избавиться от российских активов и ранее. В начале 2013 года велись переговоры, в частности с медиахолдингом Михаила Прохорова, но полтора месяца назад они были приостановлены, рассказал «Газете.Ru» источник в окружении бизнесмена. С чем связана приостановка переговоров, собеседник издания ответить затруднился. На подразделение «Фэшн пресс», издающий журнал Cosmopolitan, претендовали холдинг Hearst Shkulev Media и российский офис Bauer Media Group, писала в начале 2013 года «Газета.Ru».

После официального сообщения Sanoma о продаже российских медиаактивов предложения об их покупке последовали сразу же нескольких покупателей, в том числе от президента РБК Дэрка Сауэра, которого интересует газета «Ведомости». Заинтересовался российским бизнесом Sanoma и украинский предприниматель, экс-владелец медиахолдинга UMH group Борис Ложкин.

Sanoma поставила перед собой цель вернуть вложенные в покупку Independent Media средства, но, скорее всего, актив продается с большим дисконтном, говорит источник, знакомый с планами Sanoma. В 2005 году Sanoma заплатила за Independent Media более 150 млн евро.

Другой участник медийного рынка оценивает стоимость SIM по мультипликатору 6–7 к EBITDA и 1–2 к выручке. Но финское подразделение традиционно не раскрывает доходы российского подразделения, которое в финансовой отчетности входит графу Центральной и Восточной Европы. В 2012 году доходы всех европейских журналов Sanoma оценивала почти в 200 млн евро.

Продажа активов SIM издательскому дому Hearst — один из самых ожидаемых вариантов развития событий, говорит источник на медиарынке, знакомый с ходом переговоров по продаже активов SIM. По его словам, германский издательский дом Bauer отказался от покупки SIM.

Для корпорации Hearst увеличение доли на российском рынке соответствует мировой тенденции: она скупает активы во многих странах, консолидируя активы. На бизнесе российских журналов SIM и Hearst Shkulev Media продажа скажется положительно. Покупка позволит корпорации стать крупнейшим «глянцевым» медиахолдингом в России.