За целковый как шелковый

Президент Украины Виктор Янукович поддержал инициативу КНР по созданию Великого шелкового пути

Илья Ильин, Александр Орлов 05.12.2013, 15:46
Виктор Янукович поддержал инициативу КНР по созданию Великого шелкового пути Ed Jones/AFP/Getty Images
Виктор Янукович поддержал инициативу КНР по созданию Великого шелкового пути

Президент Украины поддержал продвигаемую Китаем идею создания Великого шелкового пути. Этот экономический интеграционный проект позволяет перенаправить транспортные потоки в обход России и ставит под угрозу реализацию дальневосточной программы. Янукович пытается усидеть на трех стульях, считают эксперты.

На фоне политического кризиса и сложной экономической ситуации на Украине президент страны Виктор Янукович продолжает свой официальный визит в Китай. Хотя цели визита и остаются загадкой, на неофициальном уровне утверждается, что основной задачей Януковича является стремление добиться от КНР предоставления Украине кредитов на сумму $12 млрд. В прошлом году Пекин уже предоставлял Киеву $3 млрд на развитие аграрного сектора и $3,7 млрд на энергетические проекты. Осенью этого года были достигнуты соглашения о выделении Эксим-банком Китая $3 млрд на восстановление систем орошения в стране.

Украина сейчас остро нуждается в средствах. Экономический спад, рост дефицита текущих операций, сокращение валютных резервов — все это вынуждает власти страны искать внешнее финансирование.

«Януковичу жизненно необходимо получить китайские деньги. Сейчас он готов делать все, что угодно, чтобы добиться предоставления кредитов. Тем более что его текущее положение на посту президента Украины весьма шаткое»,

— считает заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Колотов.

В среду представитель министерства иностранных дел КНР Хун Лэй уклончиво ответил на вопрос, будет ли и впредь оказываться Украине помощь. «В последние годы Китай и Украина развивали всеобъемлющее сотрудничество во всех сферах. Это сотрудничество происходит в интересах экономического и социального развития Украины, в чем также крайне заинтересован Китай. Во время визита лидеры двух стран обменяются широким кругом мнений по вопросам взаимного интереса», — приводит слова Хун Лэя Reuters.

«Вряд ли Пекину выгодно предоставление средств Киеву, тем более что предыдущие льготные кредиты размером в несколько миллиардов долларов бесследно испарились», — замечает Колотов. Однако президент Украины готов на многое, чтобы заполучить деньги. Даже на необдуманные заявления.

«Хочу сказать, что Украина будет активно поддерживать инициативу главы КНР Си Цзиньпина по воссозданию Великого шелкового пути», — сказал Янукович в четверг в Пекине на украинско-китайском бизнес-форуме. Впервые на высоком уровне об «экономическом поясе Великого шелкового пути», или Евразийском транспортном коридоре, заявил лидер КНР Си Цзиньпин, выступая в сентябре 2013 года в Казахстане. Затем его детально описала официальная пресса КНР. Создание интеграционного проекта Великого шелкового пути предполагает вовлечение в сферу экономического влияния стран Центральной Азии, а также создание через данный регион торговых маршрутов между Китаем и Евро-Атлантическим регионом в обход России. Основой нового интеграционного проекта является евроазиатский транспортный коридор (ТРАСЕКА - Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia).

ТРАСЕКА // Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
ТРАСЕКА // Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

«Украина к проекту Великого шелкового пути никакого отношения не имела и никогда не будет иметь. Поэтому заявление главы Украины стоит рассматривать исключительно как попытку продлить свое существование на посту президента», — полагает Колотов.

Данный проект направлен на упрочение китайских позиций в Центральной Азии. Он также позволит наладить новый маршрут поставок товаров в страны Европы.

«Поставки углеводородов через Малаккский пролив — основной путь, по которому нефть и газ с Ближнего Востока поставляются в Китай, — несут в себе определенные геополитические риски, и Пекин это прекрасно понимает. Поэтому руководство КНР старается искать другие маршруты поставок ближневосточной нефти, а также разрабатывать месторождения в других регионах. В этом плане, богатая нефтью и газом Центральная Азия представляет стратегический интерес для обеспечения энергетической безопасности КНР», — рассказывает эксперт. «Проект Великого шелкового пути представляет конкуренцию российскому проекту Евразийского союза, особенно, когда речь заходит о странах в Центральной Азии», — соглашается председатель правления украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

В том виде, в котором он существует, проект Евразийского транспортного коридора торпедирует не только наш Транссиб, но и планы по увеличению роли Северного морского пути, считает Колотов.

«Эта старая игра президента Украины: игра на противоречиях — если раньше он балансировал между Россией и Западом, Россией и Европейским союзом, то теперь он пытается втянуть сюда Китай», — говорит Фесенко. Может быть, таким образом, Янукович стремится подтолкнуть Китай на выделение столь необходимых для Украины финансовых средств или привлечь инвестиции. «Здесь есть косвенная взаимосвязь», — подчеркивает украинский эксперт. «Янукович пытается вместо двух стульев сесть сразу на три. Навряд ли это ему удастся», — полагает Колотов.