Кого слушает президент

Мэрам добавят налогов и бонусов

Местные бюджеты могут получить новые налоги, а муниципальные чиновники — годовые бонусы

Яна Милюкова, Наталья Еремина 05.12.2013, 09:51
iStockPhoto

Риск неисполнения указов президента, нехватка средств в российских городах на фоне падения темпов роста экономики заставляют искать новые источники доходов муниципалитетов. «Деловая Россия» готовит для правительства свой вариант увеличения поступлений в муниципальные бюджеты. В числе мер — перевод ряда налогов на муниципальный уровень и финансовое стимулирование работы муниципальных чиновников в виде бонусов.

Представители «Деловой России» на следующей неделе проведут серию встреч с федеральными чиновниками, на которых они намерены предложить свой вариант налоговой реформы муниципалитетов и ряд мер по стимулированию экономического развития городов, рассказал «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Илья Семин.

Представители бизнес-организации намерены встретиться с заместителем главы Минэкономразвития Евгением Елиным и главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а затем представить пакет предложений вице-премьеру Дмитрию Козаку, который курирует в правительстве социально-экономическое развитие регионов и муниципалитетов, уточняет Семин. Встреча с Матвиенко запланирована на 11 декабря. На нее также приглашены представители региональных и муниципальных властей, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Совета Федерации. Встреча с представителями Минэкономразвития намечена на 12 декабря. Письмо с предложениями для Козака будет направлено «в ближайшее время», уточнил Семин.

В числе основных предложений «Деловой России» — перевод 100% поступлений от ряда налогов на муниципальный уровень. В настоящее время распределение налоговых доходов в рамках бюджетной системы идет не в пользу муниципальных образований, говорит «Газете.Ru» преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков Высшей школы экономики Михаил Горст. По приблизительной оценке, федеральный бюджет получает порядка 50% налоговых поступлений, региональные бюджеты — около 35% и только примерно 15% уходит на муниципальный уровень,

говорит он.

«Деловая Россия» предлагает перевести на уровень муниципалитетов налоговые доходы от компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения (сейчас только 45% поступает в муниципалитет), и поступления от административных штрафов за нарушение правил дорожного движения (сейчас 100% уходит в бюджеты регионов). Также предлагается оставить местным бюджетам все налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей. Муниципалитеты получают 100% поступлений от налога на вмененный доход, а также 100% от налога от патентной системы налогообложения по отдельным видам деятельности. Сейчас обсуждается возможность расширения списка видов деятельности, к которым патенты могут применяться. Предлагается эти доходы не дифференцировать, а также полностью направлять в местные бюджеты, поясняет Семин.

Кроме того, предлагается ввести систему финансового стимулирования для чиновников органов местного самоуправления — к примеру, годовых бонусов. Вместе с тем предлагается внести в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» поправку о том, что улучшение делового климата и создание благоприятных условий для развития бизнеса является прямой обязанностью мэров, что, по мнению «Деловой России», повысит персональную ответственность глав муниципалитетов.

Также предлагается создать на уровне муниципальных районов и городских округов советы по привлечению инвестиций и улучшению бизнес-климата и включить в их состав предпринимателей и инвесторов. Еще одно предложение заключается в отказе от процедуры предварительного согласования выделения земельных участков под коммерческую застройку. Предлагается распределять эти участки сразу через систему торгов и конкурсов за право аренды. Это снизит коррупционную составляющую при распределении участков и позволит в разы увеличить поступления в муниципальные бюджеты.

Необходимость разработки таких предложений Семин объясняет тем, что экономическая ситуация в городах ухудшается и проблема наполнения бюджетов муниципалитетов стоит особенно остро. 3 декабря Минэкономразвития в очередной раз понизило прогноз по росту экономики на этот год — с 1,8 до 1,4%. Уже сейчас в среднем уровень доходов муниципалитетов, включая собственные источники и субсидии, в 1,5 раза ниже необходимого, говорит он «Газете.Ru».

Внимание к бюджетам муниципалитетов сейчас продиктовано в том числе и тем, что они вместе с регионами вынуждены выполнять повышенные социальные обязательства в рамках исполнения указов президента. В указах поручено повысить к 2018 году среднюю заработную плату врачей, учителей и научных сотрудников вузов до 200% от средней зарплаты по региону и обеспечить рост реальной заработной платы к 2018 году в 1,4–1,5 раза. С ухудшением экономической ситуации эта задача становится все сложнее. Этим в том числе можно объяснить необходимость перевода части налогов на муниципальный уровень,

говорит Михаил Горст.

Кроме того, ухудшение экономической ситуации существенно скажется на работе малого бизнеса, а это в свою очередь может ухудшить экономическую ситуацию в городах. И потому перевод ряда налогов на муниципальный уровень позволил бы увеличить их доходную базу и смягчить удар от экономического кризиса, говорит эксперт.

Сейчас без трансфертов из региональных бюджетов муниципальные бюджеты нежизнеспособны,

говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Арсений Мамедов.

«Муниципальные бюджеты уже не справляются с той нагрузкой, которая на них возложена, — признает в разговоре с «Газетой.Ru» глава администрации Костромы Виктор Емец. — Мы собираем около 11 млрд налогов по городу Костроме, и городу оставляют налоговых платежей только 2,2 млрд руб. Этого нам хватает, чтобы только-только выполнить социальные обязательства и муниципальные функции».

Однако если предложения «Деловой России» по налогам будут реализованы, существенного прироста доходов муниципалитетам они не дадут, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты и соглашаются представители муниципалитетов.

Основные налоговые поступления в муниципальные бюджеты обеспечивают часть поступлений от НДФЛ, налог на имущество физлиц, единый сельскохозяйственный налог, земельный налог, перечисляет Горст. По итогам 2012 года доходы муниципалитетов от единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога составили в сумме 80 млрд руб., земельного налога — 141 млрд руб., налога на имущество физлиц — 18 млрд руб., перечисляет Мамедов.

«Налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей: ЕНВД и патенты, а также поступления от компаний, которые ведут упрощенный учет, очень незначительны», — согласен глава администрации Кировского городского поселения Ленинградской области Вадим Некрасов.

В муниципалитетах утверждают, что решением проблемы могло бы стать увеличение доли отчислений на местный уровень поступления от НДФЛ. Сейчас в общей сложности муниципалитеты в среднем получают 40% поступления от этого налога (с учетом передачи из региональных бюджетов). Некрасов считает, что поступления от НДФЛ необходимо увеличить до 50%.

«Это даст еще и заинтересованность местной власти создавать рабочие места с высокой заработной платой. Это могло бы привести также к превращению зарплат из серых в белые, если бы власть одновременно при этом пошла бы на уменьшение социальных налогов», — поясняет он свою точку зрения «Газете.Ru».

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что предложения «Деловой России» требуют более тщательной проработки, поскольку несут в себе риски перекосов бюджетной системы.

«В регионах ситуация с наполнением бюджетов также ухудшается. И необходимо будет решать вопрос с тем, чем заместить регионам эти налоговые поступления, которые они могут передать муниципалитетам, если предложения будут приняты», — поясняет Арсений Мамедов.

В октябре этого года глава Минфина Антон Силуанов уже выступил против перекраивания налоговой системы в пользу муниципалитетов, после того как глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил с 2015 года передать на муниципальный уровень 100% доходов от применения упрощенной системы налогообложения. Глава Минфина усмотрел в этом риск «разбалансировки» региональных бюджетов.

Кроме того, есть вероятность, что если муниципалитеты все же добьются увеличения доходной базы, то им могут увеличить и расходные обязательства, добавляет Михаил Горст из ВШЭ.