Бизнес раскрыл карты

Владимир Путин подвел итоги реализации «дорожных карт» по улучшению инвестклимата

Рустем Фаляхов 05.12.2013, 10:27
Во время заседания Экономического совета при президенте Российской Федерации Михаил Климентьев/ИТАР-ТАСС
Во время заседания Экономического совета при президенте Российской Федерации

Треть предложений бизнеса не исполнены в срок. Некоторые застряли в межведомственных согласованиях, а другие содержат лишь косметические меры. Таков итог реализации «дорожных карт», призванных улучшить позиции России в рейтинге Doing Business Всемирного банка.

Владимир Путин в среду на заседании президентского совета по экономическим вопросам подвел итоги Национальной предпринимательской инициативы по созданию в стране конкурентных условий для ведения бизнеса. Инициатива стартовала два года назад на съезде «Деловой России» и вылилась в создание Агентства стратегических инициатив, наблюдательный совет которого Путин сам и возглавил.

Уже есть очевидные результаты, и они отражаются в международных рейтингах, сообщил президент. Он имел в виду рейтинг Doing Business Всемирного банка. Карабкаться в рейтинге банка Россия начинала с 120-й позиции.

«Но дело, конечно, не в этих рейтингах. Принципиально важно, что процедуры ведения бизнеса действительно становятся удобнее», — добавил Путин.

Ему понравилось, что бизнес создал при АСИ «Клуб лидеров», который взял на себя функции контроля за реализацией «дорожных карт», призванных улучшить инвестклимат.

«Куда проще окунуться в беспросветный пессимизм, начать критиковать всё и вся. Это мы горазды.

Гораздо сложнее — взять на себя ответственность за реальные изменения в стране, не работать на публику, а заниматься практическим делом», — похвалил Путин.

Но сосредоточиться предпочел все-таки на проблемах реализации «дорожных карт». По словам Путина, «карты» стали тестом на эффективность работы всех уровней власти. Выяснилось, что некоторые чиновники предпочитают «закрывать поручения», а не решать проблемы по существу.

Треть мероприятий по принятым «дорожным картам» в срок не исполнена, констатировал Путин. «Целый ряд предложений бизнеса застрял, к сожалению, в межведомственных согласованиях. Порой ведомства предлагают ограничиться чисто косметическими мерами», — возмущался президент.

Хуже всего динамика изменений в строительстве. До сих пор не сформированы прозрачные механизмы выделения земли под застройку, не утвержден исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство.

«Зачастую предложения предпринимателей проходят через рабочую группу, одобряются, а затем в недрах ведомств изменяются до неузнаваемости. В результате по качеству административных процедур в сфере строительства мы все еще находимся в хвосте мирового рейтинга», — подвел итог Путин.

И предложил членам совета подробнее обсудить проблему инвестклимата. Первым взял слово глава РСПП.

«Ситуация с деловым климатом далека от идеала, и принятие «дорожных карт» не покрывает всех проблем, которые испытывает бизнес», — признал глава РСПП Александр Шохин. Он предложил Путину выделить еще три блока проблем, которые с точки зрения бизнеса надо решать безотлагательно.

Во-первых, это повышение предсказуемости социально-экономической политики. Правила игры меняются достаточно часто. «Классический пример — это основные направления налоговой политики, принятые в мае, в которых предлагалось ввести налог на недвижимое имущество юридических лиц с 2018 года, а в сентябре уже был принят в первом чтении закон, предполагавший введение этого налога с 1 января 2014 года», — пожаловался Шохин. Аналогичная ситуация со многими решениями по пенсионной реформе, по тарифам естественных монополий… Кроме того, многие законодательные инициативы не просчитаны с точки зрения потенциальных рисков. Пример — страховые взносы для самозанятых. Сначала их повысили, потом, когда увидели, что до 500 тыс. самозанятых ушли либо в тень, либо вообще ушли из бизнеса, поменяли решение.

Шохин предложил ввести в практику «дедушкину оговорку»: любые решения, ухудшающие условия деятельности компаний, должны приниматься с отлагательным сроком не менее одного года. «Многие законы принимаются в последние дни года, особенно в декабре, а вступают в силу они иногда, что называется, «в ночь под Рождество», — пошутил Шохин. Налоговые законы должны приниматься до конца весенней сессии, это позволит формировать проект федерального бюджета уже на основе согласованных решений.

Наконец, по мнению Шохина, нужно договориться о фиксации налоговой политики на среднесрочную и даже долгосрочную перспективу. Это касается, например, тарифов естественных монополий. На 2014 год решение есть, а на 2015–2016-й есть, как говорится, общая идея их фиксации на уровне инфляции. И как тогда бизнес будет выстраивать долгосрочную политику?

Правительство тоже получило наказ Шохина — о том, как составлять прогноз социально-экономического развития. Он должен строиться в большей степени на конкретных решениях в части предпринимательского климата. Должен фиксироваться и уровень фискальной нагрузки, оценка должна даваться изменениям государственного регулирования и влияния его на инвестиционную активность. «И, безусловно, пора уже отходить от параметра цен на нефть как основного исходного параметра при формировании прогноза и бюджета», — порекомендовал Шохин.

Выступивший следом Сергей Беляков, замминистра экономического развития, предложил позитивно оценить результаты реализации «дорожных карт», «Даже несмотря на то, что треть мероприятий не выполнена, как это ни странно, потому что это тот самый случай, когда отрицательный результат — для нас тоже результат», — сообщил Беляков.

«Нужен все же реальный результат», — прокомментировал Путин.

Владимир Сурвилло, отвечающий за реализацию «дорожной карты» по упрощению таможенных процедур, сообщил, что полтора года назад эта «карта» казалась ему абсолютно непроходной. Какие могут быть послабления на таможне, если от ФТС зависит более половины доходов бюджета?

Прошло полтора года со дня утверждения наблюдательным советом АСИ казавшейся тогда абсолютно непроходной «дорожной карты» совершенствования таможенного администрирования. Речь шла о реформировании сферы, которая обеспечивает фактически более половины дохода федерального бюджета. Тем не менее удалось сократить время таможенных операций в пункте пропуска на границе. По оценкам Всемирного банка, совокупное время импортных процедур сократилось с 36 до 21 дня. Но теперь возникла новая проблема: таможня даже в пилотном проекте не хочет опробовать одобренную Путиным в мае 2012 года схему переноса расчета и уплаты таможенных платежей на этап после прохождения таможни. Даже при наличии приемлемого для таможни финансового обеспечения.

Леонид Казинец, куратор самой проблемной «карты» — по упрощению процедур в строительстве, начал с раздачи благодарностей министрам, которые шли ему навстречу при подготовке «дорожной карты». «Хотел сказать большое спасибо коллегам из АСИ, из администрации президента, из Минэка, которые нас в этом поддерживали, мэру Москвы Сергею Собянину», — благодарил Казинец.

И не забыл про Путина. «И отдельное спасибо, это не наша заслуга, это просто наша благодарность, лично вам, за создание министерства, которое наконец для нашей отрасли будет регулятором. Спасибо вам за это большое-пребольшое и от строителей, и от всех работников ЖКХ», — не уставал благодарить Казинец.

И наконец перешел к делу. Он сообщил, что застройщики жилья объединились во Всероссийское единое общество застройщиков жилья.

«Мы ставим своей задачей вывести Россию в область мировых лидеров по строительству жилья в разных сегментах — как престижного, так и доступного», — пообещал Казинец.

«Я как президент общества застройщиков готов лично взять на себя ответственность и перед президентом, и перед правительством в том, что мы это будем делать, и мы этого добьемся», — сыпал обещаниями Казинец. Но затруднился со сроками реализации мегапроекта. «Сколько займет это времени, пока тяжело сказать: год, два, три, пять, десять», — добавил он. Но чувствовалось, что стать лидером по строительству Казинцу что-то мешает. Оказалось, банально проблема денег. Он предложил президентскому совету создать аналогичный Дорожному фонду — Инфраструктурный фонд. В него можно будут направлять средства от расширенного списка «подакцизных товаров некаждодневного потребления». К таким товарам Казинец предложил отнести например, кока-колу или чипсы. «Мы говорим о различных сладких газированных напитках, может быть, связанных с различными другими некаждодневными потреблениями. Это не приведет ни в какой степени к увеличению инфляции. Это не приведет к тому, что продукты, которые потребляет население ежедневно, будут обложены», — аргументировал Казинец.

Инфраструктурно-чипсовый фонд мог бы финансировать строительство инфраструктуры для строительных площадок, чтобы строительному бизнесу было выгодно инвестировать в жилье и объекты социального назначения.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень тоже поддержал идею введения нового акциза. Но Путин высказался против обложения акцизом кока-колы и других товаров «некаждодневного спроса».

После заседания Мень пояснил «Газете. Ru», что у него были большие сомнения в целесообразности такого налога. «Но об этом просил строительный бизнес, и поэтому я решил вынести этот вопрос на обсуждение президентским советом», — сказал министр.

Глава «Клуба лидеров» Артем Аветисян пояснил «Газете.Ru», как члены клуба проводят мониторинг реализации «дорожных карт». Как оказалось, нетрадиционным способом. «Мы делаем «тайную закупку». Регистрируем фирму, везем товар через таможню, подключаемся к сетям. В качестве обычных предпринимателей. А потом фиксируем недоработки чиновников», — говорит Аветисян.

На совете Путин поручил Аветисяну мониторить в том же духе.

По «карте «таможенное администрирование» более половины членов клуба и представителей бизнеса заявили, что не почувствовали эффекта, например, от введения предварительного информирования таможни о прохождении груза. Быстрее проходить таможню грузы не стали.

Тем временем глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов жаловался журналистам в коридоре, что его ведомство не справляется с увеличивающимся функционалом, не хватает финансирования и кадров. «Мы совсем недавно сократили сотрудников, а на нас повесили новую обязанность — по уничтожению и реализации конфискованного и задержанного контрафактного имущества», — говорил Бельянинов.

Путин на заседании совета заявил, что конфискуемое на таможне имущество необходимо уничтожать, поскольку его реализация сопровождается «сплошным жульничеством».

«Чего его реализовывать, его уничтожать надо. Потому что его как начинают реализовывать, так сплошное жульничество», — сказал Путин.