Ловите мигрантов

Российский бизнес все активнее зарабатывает на мигрантах

Наталия Еремина, Екатерина Брызгалова 07.11.2013, 08:48
Растущее число мигрантов в России воодушевляет бизнес на новые идеи Михаил Метцель/ИТАР-ТАСС
Растущее число мигрантов в России воодушевляет бизнес на новые идеи

Растущее число мигрантов в России воодушевляет бизнес на новые идеи. Мобильные операторы уже разработали специальные тарифы для гастарбайтеров, банки и микрофинансовые организации выдают им займы, системы денежных переводов занимаются трансфертами их заработков, а страховые организации готовятся продавать им страховки. Впрочем, не у всех этот бизнес развивается одинаково успешно.

Как рассказали «Газете.Ru» в банке ВТБ24, хотя сейчас по большинству розничных кредитов российское гражданство является обязательным условием для выдачи кредита, банк рассматривает возможность снятия ограничения по гражданству для тех стран, где присутствует группа ВТБ (банк присутствует почти во всех странах СНГ).

То, что банк, занимающий второе место по величине активов среди российских кредитно-сберегательных организаций, задумался о кредитовании мигрантов, весьма показательно. Растущее количество иностранных работников подталкивает российские финансовые учреждения всерьез рассматривать «мигрантскую нишу». По оценкам экспертов, в России сейчас находится минимум 11 млн мигрантов, и объем финансовых средств в их распоряжении растет. Судя по статистике ЦБ, переводы мигрантов из России каждый год увеличиваются. Так, в 2012 году из страны ушло в виде денежных переводов около $20,9 млрд, в 2011 году — $17,5 млрд, в 2010 году — $12,8 млрд. Во втором квартале 2013 года из России было выведено $5,7 млрд, всего же за год эта цифра может составить около $25 млрд, полагают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

Лучше всего бизнес на мигрантах развивается у сотовых операторов и микрофинансовых организаций. Мобильные операторы фиксируют рост заключенных контрактов с мигрантами и даже предлагают новые специальные тарифы для гастарбайтеров.

Так, в тарифной линейке «Билайн» сейчас есть предложения для такой категории — «Добро пожаловать 2013», а также опция «Моя Украина» — для мигрантов, осевших в Москве и Центральном регионе. «С начала года по сентябрь, к примеру, мы видим, что активная база абонентов на специальных тарифах для звонков на СНГ выросла на 17%. Вырос и трафик», — рассказали в компании. «Мигранты достаточно активно пользуются сотовой связью. Используют ее как для связи с домом, так и для звонков по региону пребывания. Таких абонентов достаточно много», — говорит пресс-секретарь компании «Мегафон» Юлия Дорохина.

Микрофинансовые организации также осваивают новый рынок. Трудовые мигранты из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана — основная аудитория МФО «Мол Булак». При первом обращении в компании готовы выдавать заем размером до 40 тыс. рублей, при повторном — до 130 тыс. рублей. Выдают их по ставке от 2,9% в месяц. Как рассказали в одном из офисов МФО, если, например, взять заем на сумму 20 тыс. рублей на три года, то ежемесячный платеж составит 807 рублей, если на полгода, то платить уже нужно будет 4553 рубля. При этом в «Мол Булак» ставка по кредиту не зависит от гражданства. Однако пока в МФО не выдают займы гражданам Казахстана, хотя в будущем могут расширить число стран, которые смогут получать такие займы. Чтобы подстраховаться от рисков невозврата, в компании стали практиковать солидарные займы группам из 3–5 человек. Таким образом, если один из заемщиков не возвращает средства, то сумма долга падает на остальных членов группы.

Страховые компании пока только прицениваются к бизнесу, основанному на мигрантах. В августе этого года в Госдуму поступил законопроект, обязывающий всех иностранных мигрантов иметь при себе полис медицинского страхования — обязательного или добровольного.

Сейчас российские больницы не имеют возможности отказать мигрантам в предоставлении медицинской помощи. При этом, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, в заведениях здравоохранения столицы медпомощь оказывается бесплатно ежегодно около 1,5 млн иностранных рабочих.

«Если оценивать потенциальные объемы данного рынка, то они могут составлять от 2 млрд до 10 млрд рублей ежегодно, — говорит генеральный директор СГ «Спасские ворота» Евгений Потапов. — Сейчас речь идет, по сути, о вмененном виде страхования, он, безусловно, будет востребован. Поскольку основной приток мигрантов идет из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, соответственно, у них нет даже элементарного полиса. В этой связи также следовало бы подумать об обязательном страховании мигрантов от несчастного случая, как и о страховании расходов на репатриацию тела в случае смерти», — добавляет страховщик.

А вот банкам и системам денежных переводов сейчас не удается заработать на мигрантах.

«Выдача кредитов мигрантам сопряжена с большими рисками невозврата, потому как в случае возникновения просрочки такие кредиты будет трудно взыскивать»,

говорит Алсу Тинчурина, начальник управления кредитных продуктов Банка «Хоум Кредит». В настоящий момент в кредитных организациях нет четкой системы проверки таких клиентов, объясняет она низкую заинтересованность банков в подобных предложениях. Игроки, которые попробовали зарабатывать на мигрантах, говорят об этом бизнесе с разочарованием.

Так, в конце 2012 года Юниаструм Банк объявил о запуске пилотного проекта по кредитованию работающих в России мигрантов. Ставка по такому кредиту составила 29,9% годовых, сумма же кредита — 150 тыс. рублей. «На данный момент проект по кредитованию нерезидентов в Юниаструм Банке приостановлен, что связано с изменениями, которые сегодня происходят на рынке потребительского кредитования. В свете последних инициатив регулятора, направленных на снижение ставок на рынке потребительского кредитования, и ряда других законодательных инициатив принято решение отложить массовый запуск данного продукта. Сегмент трудовых мигрантов относится к числу высокорисковых. Сейчас мы анализируем портфель, который сформировался в рамках пилота. По итогам проведенного анализа и ситуации на рынке потребкредитования в 2014 году будут приняты дополнительные решения», — рассказывает руководитель блока разработки и развития банковских продуктов Юниаструм Банка Сусанна Узунян.

Что же касается денежных переводов мигрантов, то, несмотря на выросшие за последние года объемы, представители систем отмечают, что из-за увеличивающейся конкуренции на рынке сейчас многие из них работают на пределе рентабельности. Если раньше системы денежных переводов брали за свои услуги комиссию в размере 3% от суммы перевода, то сейчас по некоторым странам она составляет 1% , а на крупные суммы и того ниже до 0,2% , —

рассказал Сергей Блудов, председатель правления платежной системы «ЛИДЕР». Так что даже при росте оборотов денежных переводов банки участники платежных систем зарабатывают уже намного меньше, иногда на грани рентабельности.

По словам главы международной платежной системы денежных переводов «Юнистрим» Кирилла Пальчуна, сейчас размер тарифа — основной инструмент конкуренции. «На крупные суммы переводов основные игроки рынка установили фиксированные комиссии (например, отправить сумму от 100 тыс. рублей по системе стоит 990 рублей). С одной стороны, благодаря такой тарифной политике в сегменте крупных отправок наблюдается миграция клиентов в сторону систем денежных переводов, с другой стороны, из-за ценового демпинга сложилась ситуация, при которой на небольшие суммы комиссии, получаемые агентами, — ниже, чем себестоимость», — говорит он.

По словам эксперта, дальнейший рост бизнеса в сфере денежных переводов будет происходить в основном за счет развития дистанционных каналов — через терминалы, мобильные переводы, переводы из электронных кошельков, с банковских карт. Некоторые системы денежных переводов уже начали изменять модель своего бизнеса. Например, за девять месяцев текущего года значительно вырос объем переводов через терминалы — рост более 50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, рассказали в системе «Юнистрим».