Кого слушает президент

Facebook как газета

Социальные сети превращаются в средства массовой информации

Екатерина Мереминская 25.10.2013, 09:56
iStockPhoto

Facebook становится средством массовой информации, избавляя от необходимости отслеживания новостных сайтов. Но большинство людей пока не осознают этого: они заходят в социальные сети, чтобы поделиться собственным мнением, а на новости натыкаются случайно.

Социальные сети, в частности Facebook, превращаются в настоящие средства массовой информации, подменяя собой старую прессу, показало исследование компании Pew Research Center, проведенное совместно с компанией John S. and James L. Knight Foundation. Исследование — первое в масштабном цикле опросов о соцсетях — проводилось с 21 августа по 2 сентября, в нем приняли участие 5173 жителя США старше 18 лет. Под новостью исследователи имеют в виду «любую информацию о событии или явлении, которое касается не лично вашей семьи или друзей».

Треть взрослых американцев получают новости именно из Facebook, подсчитали они, — это 47% взрослых жителей США, пользующихся этой соцсетью.

Особенно это характерно для молодых людей, которые предпочитают Twitter и Facebook традиционным каналам информации — ТВ или печатной прессе. В Pew выяснили, что 34% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет получают новости из соцсетей, тогда как из людей в возрасте 50–64 лет таких только 10%. Всего Facebook пользуются две трети взрослого (старше 18 лет) населения США (кстати, большая их часть, 59%, все еще заходят в сеть со стационарного компьютера или ноутбука, а не со смартфона или планшета).

В то же время пока мало кто из американцев намеренно использует Facebook в качестве СМИ. Пока не пользователь находит новости в FB, а скорее новости находят пользователя.

Только 4% респондентов считают Facebook основным источником новостей для себя. «Здесь более широкий спектр новостей, чем в каком-то одном источнике, благодаря ссылкам от разных людей», — объясняет один из этих 4%. 22% считают Facebook полезным в информационном плане.

И 78% открывают страницу социальной сети совсем по другим причинам.

«Люди заходят в Facebook, чтобы поделиться своими личными переживаниями, а новости находят почти случайно», — говорит руководитель исследований в области прессы в Pew Эми Митчелл. » Facebook — это отличный способ узнать все новости, даже если не хочешь этого», — прокомментировал один из опрошенных.

К таким случайным новостям пользователи относятся скорее хорошо. Когда их спросили, что больше всего раздражает в ленте Facebook, только 10% ответили «ссылки на новости» и 16% — «личное мнение по поводу новости». Очень личные посты раздражают больше (52%), равно как и жалобы на жизнь (47%).

Лояльнее, чем к новостям, американские пользователи Facebook относятся только к фото детей и домашних питомцев (это раздражает только 7%).

Неудивительно, что чем меньше человек обычно следит за новостями, тем больше он склонен рассматривать Facebook как их источник. 38% опрошенных, которые, по их собственному признанию, стараются следить за информацией, называют Facebook полезным в этом плане. Когда речь идет о людях, новостями не интересующихся, доля таких возрастает до 47%. «Если бы этого не было в ленте Facebook, я бы, вероятно, никогда не узнал об этом, — пишет один из опрошенных, — поскольку у меня нет времени отслеживать новости из множества разных мест».

В целом об американце, который узнает новости из Facebook, можно сказать, что это скорее женщина (58%), с годовым доходом более $75 тыс. (41%), 30–49 лет (39%), со средним образованием (39%), с белым цветом кожи (63%), демократ (38%). Еще этот человек регулярно смотрит телевизор (46%, так же как в среднем по США) и кабельное ТВ, но редко читает газеты (21% следящих за новостями с помощью Facebook в отличие от 27% по стране), заходит в Facebook по несколько раз за день (65% вместо 29% в среднем), имеет в ленте журналиста или электронное СМИ (из тех, у кого они в ленте, 53% называют Facebook источником новостей; для сравнения, из тех, у кого в ленте нет непосредственных источников новостей, так считают только 38%) и получает новости о шести разных темах. Наиболее часто новости в Facebook носят развлекательный характер (73% респондентов видят именно такие), за ними следуют новости конкретных сообществ (65%), спорт (57%), национальная политика и деятельность правительства (55%).