Мегацентробанк

Госдума приняла пакет поправок в законопроект о создании мегарегулятора на базе ЦБ

Яна Милюкова 02.07.2013, 22:01
Госдума во втором чтении приняла основные поправки в законопроект о создании мегарегулятора на базе... Юрий Машков/ИТАР-ТАСС
Госдума во втором чтении приняла основные поправки в законопроект о создании мегарегулятора на базе ЦБ

Госдума одобрила во втором чтении поправки к законопроекту о создании мегарегулятора на базе ЦБ. Предполагается, что он вступит в силу с 1 сентября этого года. Вопрос об эффективности новой структуры остается открытым, а опасения, что чрезмерный формализм банковского регулирования перенесется на другие сферы финансового сектора, сохраняются

Государственная дума сегодня приняла во втором чтении законопроект о создании мегарегулятора на базе ЦБ. Речь идет о передаче Центробанку функций Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по надзору и нормативно-правовому регулированию.

В списке принятых поправок более 50 пунктов, вносящих изменения в Налоговый и Гражданский кодексы, а также в целый ряд федеральных законов. В их числе законы о рынке ценных бумаг, о защите прав инвесторов, о биржевой торговле, акционерных обществах, НПФ и других.

Принятыми поправками расширены сроки полномочий главы ЦБ и членов совета директоров до пяти лет (сейчас четыре года). Увеличен состав совета директоров ЦБ до 15 человек (сейчас 13). Также увеличен кворум, необходимый совету директоров для принятия решений. Он увеличивается до восьми человек (сейчас семь).

Согласно поправкам, ЦБ переданы полномочия по надзору за страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, рейтинговыми агентствами, за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров и ряд других полномочий. Однако правом законодательной инициативы ЦБ обладать не будет.

ЦБ будет разрабатывать меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности России, и заниматься разработкой мер по предотвращению конфликта интересов. Раз в три года регулятор обязан предоставлять основные направления развития и обеспечения стабильности финансового рынка РФ. Два раза в год — публиковать обзор финансовой стабильности, каждый квартал предоставлять в Национальный финансовый совет (сейчас он называется Национальным банковским советом, но будет переименован в соответствии с поправками) информацию о том, сколько служащие ЦБ получили кредитов и под какие ставки. Финансовый совет также получит право согласовывать трудоустройство членов совета директоров ЦБ после их ухода из регулятора. В течение двух лет они будут обязаны получить согласие от совета.

Также в законопроекте предлагается расширить сроки рефинансирования ЦБ. Сейчас срок составляет один год. ЦБ получит право выдавать кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами на неограниченный срок.

Эта поправка является одной из наиболее существенных, в то время как большая часть поправок носит скорее технических характер, полагает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова.

«Длинные деньги» крайне важны для стимулирования экономики и в конечном счете для роста ВВП страны. Масштабные инфраструктурные проекты, инвестирование в основные фонды, в лучшем случае имеют рентабельность не менее 7–8 лет, соответственно, и кредитование должно быть более долгим», — говорит она.

Однако снятие этого ограничения в итоге может привести к кризису плохих долгов, полагает директор центра структурных исследования Института экономической политики Гайдара Алексей Ведев. Ранее стало известно, что российские банки списали рекордные 109 млрд рублей «плохих долгов». В будущем если ограничение о «длинных» кредитах будет снято, то ситуация может ухудшиться, а риски увеличатся.

«Риски банковской системы будут перекладываться на ЦБ. Я не вижу в этом ничего хорошего», — говорит Алексей Ведев.

«Если мы заинтересованы в том, чтобы банки кредитовали на более длительные сроки, то средства от регулятора тоже нужно получать на продолжительный срок. Это важно.

Но не менее важно, под какие залоги банки будут получать финансирование. В последнее время ЦБ закручивал в этом смысле гайки. И это сдерживало развитие кредитования. Мера полезная, но хорошо, если бы она была дополнена комплексом мер», — говорит Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», экс-министр экономики России.

В целом эксперты очень осторожно оценивают перспективы создания единого мегарегулятора на базе ЦБ. Несмотря на то что эта идея обсуждается с 2004 года. Обсуждались разные варианты создания, в итоге ЦБ как центр создания мегарегулятора оказался предпочтительным вариантом.

«Можно было другую конструкцию рассмотреть. Когда банковский надзор выделяется из ЦБ в другое ведомство и объединяется со страховым надзором, надзором над фондовым рынком и так далее. Эта конструкция используется во многих странах. Регулирование всей финансовой политики и надзор — вещи в разной плоскости. Заводят еще один надзор.

Элемент монстра появляется», — говорит Андрей Нечаев.

Должны эффективно отслеживаться системные финансовые риски, и пока сложно прогнозировать, как справится с этим ЦБ, говорит Ведев.

Представители банковского сектора указывают, что банковский надзор в ЦБ «чрезвычайно бюрократизирован и формализован» и существуют опасения, что эта практика будет перенесена на другие финансовые сферы.

«Банки стонут, но они привыкли. Чрезмерный бюрократизм приводит к тому, что банки несут существенные допзатраты. Для инвесткомпаний регуляторные требования ФСФР были гораздо мягче, и сама практика надзора была мягче. Для них это будет ударом», — говорит Нечаев.

Нечаев полагает, что чрезвычайный формализм ЦБ может насторожить инвесторов, которых правительство сейчас пытается привлечь на российский фондовый рынок, в том числе при помощи налоговых льгот при вложениях в российские акции. (Речь идет о вычете в 9 млн рублей за три года владения российскими бумагами и дополнительно по 3 млн за каждый дополнительный год после трехлетнего периода владения.)

Российских инвесторов, напротив, должно привлечь создание мегарегулятора на базе ЦБ, считает Желаннова.

«В текущей ситуации ФСФР не особо успешно справляется с функциями контроля подотчетных ему инвесткомпаний, в составе ЦБ эта проблема должна решиться. Для иностранных инвесторов это так же хорошая новость. Набиуллина пользуется авторитетом среди иностранцев, так же как и среди российских инвесторов», — парирует Желаннова.

«Для инвесторов важно, как будет осуществляться мегарегулирование, а кто это будет делать, это им неважно», — говорит Ведев.

В третьем, окончательном чтении документ должен быть принят 5 июля, на последнем в эту сессию пленарном заседании Госдумы. Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Исключение составляет ряд положений, по которым вступление в силу отсрочено.