МВФ переоценил спасение Греции

Условия, выставленные Греции для получения кредитов, были слишком жесткие и навредили экономике, признал МВФ

Екатерина Мереминская 06.06.2013, 10:12
Эксперты МВФ недооценили ущерб от жесткой экономии, которой требовали от Греции John Kolesidis/Reuters
Эксперты МВФ недооценили ущерб от жесткой экономии, которой требовали от Греции

МВФ был не прав и признает это: жесткие условия получения кредитов, установленные для Греции нанесли ущерб экономике государства. Неверно просчитанные последствия, излишний оптимизм и затягивание реструктуризации госдолга — то, о чем сожалеет МВФ. Доклад можно рассматривать как еще одну реплику в споре о целесообразности жесткой экономии в условиях кризиса.

Международный валютный фонд (МВФ) выступил с небывалым докладом. Организация признает свои ошибки в управлении выходом Греции из кризиса — неверно просчитанные последствия сокращения госрасходов для экономики условиях уже начавшегося спада, излишний оптимизм в оценках шансов возвращения страны на долговой рынок, затягивание реструктуризации госдолга за счет частных кредиторов.

Эксперты МВФ переоценили потенциал греческой экономики по возвращению в нормальное русло, а также излишне оптимистично оценили способность греческих политиков выполнять условия программы и действовать в их рамках.

В 2010 году тройка кредиторов — Европейский центробанк (ЕЦБ), Еврокомиссия и МВФ — одобрила получение Грецией 110 млрд евро. В феврале 2012 года — еще 130 млрд евро. Взамен от Греции потребовалось резко сократить расходы бюджета и провести ряд непопулярных для населения страны реформ. Внутри страны возникло протестное движение, вылившееся в уличные беспорядки и смену правительства.

Выдача кредитов стране, находившейся в таком экономическом положении, в котором на тот момент была Греция, — это исключение из правил фонда. Однако, как поясняют в МВФ, они пошли на исключительные меры, поскольку любое ухудшение состояния Греции тогда представляло реальную угрозу для остальной еврозоны и мировой экономики.

Первая программа финансовой помощи Греции 2010–2012 годов была запущена для того, чтобы выиграть время. Она должна была дать еврозоне возможность «выстроить стену, которая защитит других уязвимых членов и оградит мировую экономику от серьезных потрясений». По ряду пунктов МВФ действительно преуспел: была достигнута бюджетная консолидация, Греция осталась в еврозоне, а разрушительное влияние на экономику было сдержано.

Но, признает фонд, было много неудач: доверие рынка не было восстановлено, банковская система потеряла 30% депозитов, а рецессия в греческой экономике оказалась глубже, чем рассчитывали.

ВВП Греции в 2012 году был на 17% ниже, чем в 2009 году. Тогда как проекты европейских кредиторов и МВФ прогнозировали сокращение на 5,5%. Этот прогноз впервые был скорректирован лишь в декабре 2011 года. Уровень безработицы в 2012 году составил 25%, тогда как изначально прогнозировалось 15%.

Экономисты МВФ в 2010 году полагали, что каждый 1 евро сокращения бюджетных расходов приведет к потере только 50 центов из экономического роста. В 2013 году они признали, что реально экономики в этом случае теряют 1,5 евро.

МВФ винит не только себя. Частично в неудачах виновно руководство страны.

Так, по мнению экспертов фонда, сократить государственную задолженность необходимо было с самого начала или на первых порах программы. Затягивание решения этого вопроса привело к росту неопределенности и опасений по поводу того, «сумеет ли еврозона преодолеть кризис, а также, вероятно, дополнительно сократило экономический рост».

Доклад МВФ — еще одна реплика в набирающем обороты споре о целесообразности строгой бюджетной экономии как ответа на кризис.

Этот вопрос поднимался в феврале 2013 года на встрече «большой двадцатки» в Москве. Россия предложила пересмотреть договоренности, установленные в Торонто в 2010 году, о том чтобы вдвое сократить дефициты бюджетов к 2013 году и стабилизировать или ликвидировать государственные задолженности к 2016 году. «Треть всех экономик из G20 находятся в рецессии. Нам необходимы дополнительные усилия, чтобы дать людям возможность работать, и Торонто 2.0 — это неверный ответ», — сказала замминистра финансов США Лайл Брейнард на брифинге перед встречей G20.

Научное обоснование «экономного» подхода в апреле 2013 года подверглось критике исследователями из Университета Массачусетс-Амхерст — Томаса Херндона, Майкла Эша и Роберта Поллина. Они заявили, что труд Кармен Рейнхарт и Кеннета Рогоффа из Гарвардского университета «Рост в период долга», утверждающий, что экономики различных стран ежегодно сокращаются в среднем на 0,1%, если госдолг превышает 90% ВВП, невозможно верифицировать. Когда ученые попытались, применяя тот же метод и с теми же данными, воспроизвести исследование, то получили экономический рост в среднем на 2,2%.

Еврокомиссия уже на практике начала отступление от экономии. Ее майское решение относительно бюджетов государств — членов Евросоюза на следующий год показало это. Сразу трем из пяти крупнейших экономик ЕС — Франции, Испании и Нидерландам — было разрешено превысить допустимый трехпроцентный дефицит бюджета без штрафных санкций.