На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Придется скромнее жить, но что поделать»

Чиновники нашли источник роста экономики в процентах по кредитам госбанков

Стимулировать рост экономики может административное ограничение маржи госбанков по кредитам, предложили участники расширенного совещания под руководством президента Владимира Путина, которое проходит в Сочи. С инициативой выступил глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, пообещав, что за госбанками последует рынок. К начислению процентов стоит подходить более адекватно, согласился Путин, напомнив, что «государство помогло банкам в трудный период».

Механизмы стимулирования роста экономики и нейтрализации внешних рисков члены правительства, экономический блок администрации президента и эксперты обсуждают на профильном совещании в Сочи.
«Ситуация в еврозоне остается сложной: с начала года рост европейской экономики замедлился на 0,6%. В Японии и Китае тоже замедление роста. США пошли на увеличение расходов, но каким будет эффект, неизвестно. Все это негативно может отразиться и уже отражается на российской экономике», — сказал президент Владимир Путин, открывая дискуссию.

Торможение российской экономики началось со второй половины прошлого года. А с начала 2013 года экспорт сократился на 4,5%, начала расти безработица. «Слава богу, безработица пока низкая, но рост ВВП уже ниже мирового уровня (прогноз МВФ – 3%) после пересмотра прогноза до 2,4%. Давно у нас такого не было. И это, заметьте, при высокой цене на нефть», — возмущался Путин.

Доходы населения пока не снижаются, но необходим срочный перезапуск модели роста экономики. Ранее желательной величиной назывался ориентир роста в 5%ВВП — по подсчетам правительства, на столько экономика должна расти в среднем, чтобы власти могли поддерживать устойчивое развитие и выполнять социальные обязательства. В понедельник Путин не обозначил ориентир роста, предложив обсудить развилки.

«Некоторые советуют разогнать экономический рост за счет бюджетных расходов и для этого изменить бюджетное правило. Но это риск», — сказал Путин, предложив тем не менее обсудить и такой вариант выхода из кризиса.

Второе предложение, которое готов обсудить Путин – инвестиции в инфраструктуру, транспортную и энергетическую. Президент дал понять, что и это предложение из числа приемлемых. Третья тема для обсуждения – региональные бюджеты. Есть риск, что доходы региональных бюджетов окажутся значительно ниже прогнозов на фоне роста нагрузки из-за масштабных инвестиционных проектов и повышенных социальных расходов.

Список участников совещания формировался по антикризисному принципу. Кроме министра экономического развития Андрея Белоусова и помощника президента по экономическим вопросам Эльвиры Набиуллиной, переходящей в Центробанк, в числе приглашенных были бывший (Алексей Кудрин) и действующий (Антон Силуанов) министры финансов, а также не вполне профильный для экономического совещания министр юстиции Александр Коновалов и глава администрации президента Сергей Иванов. Совещание было усилено представителем парламента — главой комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

По мнению Белоусова, причина спада лежит в области макроэкономики. Во-первых, негативное влияние на рост оказывает укрепившийся рубль – на 20% к 2007 году. Кроме того, инфляция снижается, а ставки по кредитам растут, обозначил вторую проблему Белоусов. Третья проблема – «бюджетная консолидация».

Договорить министру Путин не дал, перебив вопросом ко всем участникам: «Скажите, где в этом спаде вина… Где рукотворный результат? Где мы сами могли бы что-то изменить?»

Что-то менять необходимо, но только не в банковском секторе — дал понять Сергей Игнатьев, покидающий в июне пост главы Центробанка. Кредитные портфели банков растут. Годовой рост – 20% в номинальном выражении, а в реальном, за вычетом инфляции, на 12%. С ликвидностью тоже нет проблем, считает Игнатьев: «Если потребуется, ЦБ может предоставить средств на 1,5–2 трлн рублей».

«А что с курсом рубля? Некоторые эксперты считают, что он слишком гибкий», — поинтересовался Путин. Но и с курсом все в норме, возразил Игнатьев. ЦБ если вмешивается в курс рубля, то исключительно для того, чтобы сбить большие колебания.

Игнатьев ждет снижения инфляции за счет урожая и умеренного темпа роста денежной массы – на 14% в год. Но снижать ставку рефинансирования ЦБ пока не может: инфляция выше целевого ориентира в 6%.

«А 50% инфляции дают тарифы», — пожаловался Путину глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, согласившись с предложением о приоритетном снижении инфляции.

Председатель совета директоров Олег Вьюгин видит причину замедления экономического роста прежде всего в недостатке инвестиций: инвесторы повысили требования к эффективности своих вложений, а госкомпании сокращают инвестпрограммы по причине неопределенности в экономике.

Вьюгин предложил: правительство должно ставить госкомпаниям задачу по росту эффективности — производительности труда и экономии энергоресурсов. «Придется скромнее жить, но что поделать – такой должна быть политика государства», — сказал Вьюгин, заметив, что экономический рост также сдерживают коррупция и несовершенная судебная система.

Третья проблема – процентные ставки. По подсчетам Вьюгина, банки привлекают средства под 6–7%, то есть на уровне инфляции. «При этом в стоимость кредита для бизнеса банки закладывают риск в 3% и еще 4—5-процентную маржу. Это делают в первую очередь госбанки. В итоге минимальная ставка по кредиту для корпоративных заемщиков начинается с 14%, сказал Вьюгин и предложил административно снизить маржу госбанкам, а частные банки потом сами снизят процент по кредитам.

Путин идею одобрил. «Евросоюз переживает потрясения. Может быть, все страны ЕС переживают потрясения, кроме Германии. Но маржу они закладывают ниже», — сказал президент, рекомендовав реально оценивать риски и закладывать адекватную маржу, учитывая, что «государство помогло банкам в трудный период 2008–2010 годов». Глава Минфина Антон Силуанов считает, что «госбанки должны конкурировать за заемщика, и в связи с этим снижать маржу».

С предложением к президенту обсудить риски, которые несет в себе глобальный экономический кризис, обратился на прошлой неделе премьер Дмитрий Медведев. Поводом для совещания послужил пересмотренный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития России на этот год. Ведомство прогнозирует замедление экономического роста с 3,7% до 2,4% ВВП.

Новости и материалы
COVID-19 меняет микроструктуру мозга после выздоровления, выяснили ученые
Во Франции призвали возобновить переговоры с Россией
«Российский агент»: кот премьера Британии оценил действия Трампа
Булыкин похвалил ФИФА за расширение ЧМ-2026
Взятый в плен в ДНР боец ВСУ рассказал о своем первом и последнем 20-минутном бое
Вяльбе заявила, что российские лыжники больше не получат нейтральный статус
В России могут разрешить предъявлять водительские права через Max
Трамп хочет закупить больше ледоколов для патруля вод Канады
Звезда «Большой перемены» назвала глупостью слухи об угрозе отравлением от коллеги
«Договорняк между федерациями и МОК»: Вяльбе о допуске российских спортсменов
В Иране стал доступен Google
В Индонезии на вершине горы нашли пропавший с радаров самолет
Москвичи сняли на видео гуляющих по городу лис
Смартфоны могут усиливать боль от одиночества, выяснили ученые
Тренер сборной России объяснил, почему Большунова любят
Во Франции призвали к выходу из НАТО после введения пошлин США из-за Гренландии
В Госдуме раскрыли последствия двойных стандартов для Европы
Россиянам назвали самый подешевевший продукт
Все новости