X5 сдалась «Магниту»

«Магнит» впервые за 15 лет обошел сети магазинов X5 Retail Group по выручке

Екатерина Брызгалова 12.04.2013, 15:33
Виктор Клюшкин/ИТАР-ТАСС

«Магнит» впервые обошел сети магазинов X5 Retail Group по выручке. Результат предсказуемый, и X5 вряд ли сможет вернуть лидирующие позиции, говорят аналитики: темпы роста компании, управляющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», замедляются, а частые смены топ-менеджмента спровоцировали операционный кризис.

Ритейлер «Магнит» впервые обошел сети магазинов X5 Retail Group по выручке. Это следует из отчетов компаний за первый квартал.

Предварительный объем консолидированной чистой неаудированной розничной выручки (без НДС) с начала года у «Магнита» вырос на 30,44%, до 131,22 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка X5 Retail Group в первом квартале 2013 года выросла на 8,1%, до 126,31 млрд рублей с 116,88 млрд рублей, говорится в финансовой отчетности компании, опубликованной в пятницу.

«Магнит» обошел X5 и по другим показателям. В первом квартале 2013 года торговая площадь сетей X5 выросла на 12,4%, до 1,99 млн кв. метров, по сравнению с показателями за тот же период в 2012 году, количество магазинов под управлением достигло 3868 — за первые три месяца компания открыла 66 новых магазинов. Торговые площади «Магнита» выросли почти на 30%, до 2,6 млн кв. метров, а число магазинов выросло на 88 — до 7075.

«Боюсь показаться нескромным, но впервые за последние 15 лет после открытия первого магазина мы стали лидером в продуктовом ритейле по объему продаж», — доволен гендиректор и совладелец «Магнита» Сергей Галицкий. Лидером по рентабельности «Магнит» стал еще по итогам публикации отчетности за 2012 год.

Сеть X5 Retail Group рассчитывает вернуть лидерские позиции на рынке. «Мы продолжим стремление к лидерству на рынке розничной торговли. Это обусловлено ростом качественных торговых площадей, повышением привлекательности наших магазинов для покупателей. Х5 будет продолжит укреплять платформу для эффективного роста с использованием всего своего потенциала и для реализации соответствующей стратегии», — сказал представитель X5 Retail Group Владимир Русанов.

X5 Retail Group была создана в 2006 году. Под управлением компании находятся сети магазинов «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток», интернет магазин E5.ru, а также магазины формата «у дома» под различными брендами.

У X5 больше всего выросла выручка от продаж продуктов через интернет — на 813%, с 26,5 млн рублей до 241,7 млн рублей. Среди всех форматов сети магазинов самый большой чек компания получает именно в сегменте интернет-торговли. В первом квартале средний чек в интернете составил 1,67 тыс. рублей, количество покупок выросло на 1032,2%, с двух тысяч до 18 тысяч. Интернет проект E5.ru был запущен в феврале 2012 года. До 2011 года компания управляла интернет-проектами bolero.ru и 003.ru, но затем они были проданы.

Но большую выручку X5 Retail Group по-прежнему получает от формата «мягких» дискаунтеров, которые в первом квартале увеличили выручку на 9,1%, до 81,7 млрд руб. с 74,9 млрд руб.
Средний чек формата «мягких» дискаунетров вырос на 1,2, до 277,9 рубл. с 274,7 руб.

В целом средний чек по всем форматам в первом квартале вырос на 0,6%, до 323,4 руб. с 321,6 руб. в первом квартале 2012 года. В компании прирост среднего чека объясняют ростом инфляции на продовольственные товары в России, которая в среднем по стране составила 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В первом квартале 2013 года сопоставимые продажи Х5 выросли на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в основном за счет увеличения среднего чека.

%Лидерство «Магнита» было предсказуемым, скорее всего, сеть продолжит удерживать позиции, говорит аналитик «Открытия» Михаил Тереньев. «X5 столкнулась с операционным кризисом, в том числе негативное влияние на развитие сети оказала смена руководства, которая не помогла развитию компании, — говорит он. — Теоретически, X5 может вернуться на позиции лидера, но пока бизнес компании недоинвестирован, компания сталкивается с логистическими проблемами, а также с неадекватной оценкой сервисов своих магазинов».

По темпам роста и амбициям «Магнит» уже давно занял лидирующие позиции, просто в пятницу он обогнал X5 по выручке уже де-факто, говорит аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева. «X5 еще в прошлом году начала отставать по темпам роста, и в ближайшее время компания не сможет вернуться к прежним темпам, — говорит она. — В компании проходят массовые кадровые перестановки на уровне топ-менеджмента, что приводит к усугублению операционных проблем».