Кого слушает президент

Евросоюзу показали «синий язык»

Между Россией и Евросоюзом начались торговые войны по правилам ВТО

Рустем Фаляхов, Екатерина Ткаченко, Анатолий Караваев 26.11.2012, 22:33
Ввоз свиней на территорию России является вопросом выживания многих европейских фермеров iStockPhoto
Ввоз свиней на территорию России является вопросом выживания многих европейских фермеров

Между Россией и Евросоюзом начались торговые войны по правилам ВТО. Евросоюз пожаловался в организацию на протекционистские меры, принятые Россией: запрет на ввоз живого скота и утилизационный сбор на автомобили.

Европейский союз пожаловался в ВТО на ряд протекционистских мер, принятых российскими властями после вступления в организацию. Как сообщает Reuters, речь, в частности, идет о «непропорциональном» запрете на ввоз живого скота из ЕС, а также введении утилизационного сбора на импортные автомобили. «Есть ряд и других сфер, где у ЕС есть вопросы или сомнения относительно выполнения Россией обязательств, связанных с членством в ВТО», — цитирует агентство слова представителя ЕС на заседании совета по торговле товарами ВТО.

Подал ли Евросоюз официальную жалобу в ВТО на Россию, неизвестно. Россия такой информацией не располагает, передает РИА «Новости» слова директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова.

Жалоба представителя Евросоюза прозвучала через несколько дней после обвинений в адрес ЕС со стороны главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. В пятницу, 23 ноября, он сообщил, что чиновники ЕС скрывают заражение скота, поставляемого в Россию, опасной болезнью блютанг («синий язык»).

«Сегодня у нас есть все основания подозревать, что ветслужба Евросоюза в течение длительного срока скрывает обнаружение блютанга 14-го серотипа в ряде стран Европы, прежде всего, в Польше, Латвии, Литве и Эстонии», — цитировал Данкверта «Интерфакс». До этого речь шла только о блютанге 8-го серотипа, от которого у России есть вакцина, отметил чиновник.

По словам Данкверта, европейские коллеги не извещали российскую сторону о распространении вируса, скрывали эту информацию, подписывая ветеринарные сертификаты, гарантирующие безопасность поставляемой в Россию продукции. При таком отношении Россельхознадзор считает вправе полностью отказать всем европейским поставщикам скота в Россию, подчеркнул глава ведомства.

Евросоюз сетует и на другие подобные меры со стороны России, в частности запрет на ввоз живого скота (кроме племенного) из Европы, введенный ранее из-за вируса Шмалленберга. Еврочиновники назвали меры «несоразмерными и неоправданными», так как болезнь не опасна для человека. Кроме того, ею не болеют свиньи, которые попали под запрет.

«Для европейской стороны ввоз свинины на территорию России является вопросом выживания многих фермеров. Импорт живых свиней в 2009 году составлял более 1 млн скота (120 тыс. тонн), — объясняет недовольство ЕС глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

— Сейчас европейцам придется доказывать, что запрет введен без достаточных оснований, а российская сторона будет разъяснять свою позиции».

Профессор ГУ ВШЭ, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, Алексей Портанский не уверен, что ЕС подаст официальную жалобу в ВТО на Россию. «Но вообще в ВТО принято спорить. Будем спорить, когда будут конкретные и официальные претензии», — говорит он.

Запретные меры помогают отечественным производителям успешнее конкурировать в условиях ВТО, которые предполагают открытие рынка для импортных товаров. Так, до вступления в организацию в России действовала 40% импортная пошлина на свинину в живом весе. Она была введена в 2010 году как реакция на рост импорта свиней, поставляемых на убой в Россию из Евросоюза, что подрывало интересы российских сельхозпроизводителей, говорит Юшин. Но после вступления в ВТО пошлина снизилась до 5%.

Также после вступления в ВТО Россия обязалась понизить ввозные пошлины на новые легковые автомобили с 30% до 25% от их стоимости, а в последующие шесть лет – до 15%. На поддержанные иномарки снижение пошлин было еще более ощутимым – с 35% до 25%. К 2018 году их ставка должна составлять 20% от стоимость машины. Остальные изменения произойдут после 2019 года, когда будут заметно снижены – до 12,5% - пошлины на легковые машины не старше трех лет с мощностью двигателя от 2,8 литра. До этой же отметки опустится ставка сбора и на кроссоверы с мотором от 3,5 до 4,2 литра.

Но снижение ввозных пошлин с лихвой компенсируется введением утилизационного сбора на автохлам,

говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Иностранные автомобили, импортированные в Россию, дешевле не станут, соглашается Андрей Рожков из «Метрополя».

На прошлой неделе президент Владимир Путин охарактеризовал первый этап вступления в ВТО, как угрозу для экономики России, посвятив теме разработки ответных мер отдельное заседание Совета безопасности. Ситуация на мировых рынках не способствует получению быстрых выгод от присоединения России к ВТО, признал Путин. Самые уязвимые отрасли, по его словам, животноводство, сельхозмашиностроение, автопром, легкая и пищевая промышленность.