Кого слушает президент

Тариф «Путинский»

Политика угрожает реализации госпрограммы развития ЖКХ

Екатерина Карпенко 06.11.2012, 09:58
Правительство отказывается от цели снизить долю расходов на ЖКХ в семейных бюджетах до 7% ИТАР-ТАСС
Правительство отказывается от цели снизить долю расходов на ЖКХ в семейных бюджетах до 7%

Правительство отказывается от цели снизить долю расходов на ЖКХ в семейных бюджетах до 7%. К 2015 году расходы вырастут на треть, и опережающий темп по сравнению с доходами неизбежен. Состояние отрасли не позволяет обеспечить приемлемые для граждан тарифы, отмечается в проекте новой госпрограммы: минимум треть коммуникаций требует замены, потери ресурсов огромны, привлечь инвесторов в сектор не удалось. В таких условиях реформа зависит от политического решения руководства страны.

Правительство предполагает, что доля расходов на оплату услуг ЖКХ в доходах домохозяйств в 2015 году составит не более 12%, а в 2017–2020 годах не более 11%. Такие целевые показатели заложены в проект госпрограммы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения России» на 2013–2020 годы, которая есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Ранее Минрегион рассчитывал на достижение к 2020 году показателя в 7% с формулировкой «в доходах населения»: он был заложен в проект одноименной госпрограммы на 2012–2020 годы.

В том же документе было прописано, что к 2020 году доля получающих субсидии семей не должна быть более 15%.

Расходы на оплату ЖКХ в семейном бюджете в 2011 году составляли в среднем 7%, в 2012 году ожидается 8,5%, а в 2013 году – 9,5%, указано в проекте.

У экспертов расчеты другие. Средние расходы россиян на оплату ЖКХ в 2011 году – 10,9% бюджета, свидетельствуют данные «Финэкспертизы».

С 2010 года показатель практически не изменился. Больше всего тратят жители Амурской (15,7%), Ивановской (14,9%) и Московской областей (14,6%). Меньше всего на оплату услуг ЖКХ уходит у жителей Чечни (2,8%), Дагестана (6,5%) и Ингушетии (7,2%). В Москве – 10,7%.

Состояние российского жилищно-коммунального хозяйства неудовлетворительно и не позволяет гарантировать резкое снижение тарифов – основные фонды изнашиваются, аварийность растет, значительный объем ресурсов теряется. В частности, объем утечки воды оценивается в 21%, потери тепла – в 11% от поставок. Расходы ресурсов на предприятиях и сетях ЖКХ на 25–30%, а иногда и на 50% выше европейских, говорится в проекте госпрограммы.

Замены требуют 28% теплосетей, 41% — водопроводных, 38% — канализационных. При нынешнем состоянии сферы ЖКХ обеспечить приемлемые для граждан тарифы невозможно, отмечается в проекте.

Но правительству придется балансировать между политической целесообразностью и реформированием отрасли. «При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы», — указано в материалах.

Ограничить тарифы можно с помощью массового капитального ремонта жилья, в том числе за счет самих жильцов. В качестве способов привлечения денег авторы документа предлагают наладить систему банковского кредитования и механизмов господдержки «инициативных собственников жилья» и управляющих компаний с целью повышения энергоэффективности домов.

Такие меры необходимы, полагают в Минрегионе. Коммунальный сектор так и не стал привлекательным для частного бизнеса, а переданный в собственность граждан жилищный фонд – предметом ответственности собственников, говорится в госпрограмме. К тому же государство как «оптовый заказчик» на рынке строительства жилья не использует свои ресурсы для внедрения новых технологий и проектных решений.

Система градорегулирования и землепользования – источник «административной ренты», не комфортная модель ни для граждан, ни для инвесторов, полагают авторы документа.

Повысить инвестиционную привлекательность коммунальной сферы должна новая система тарификации, полагают чиновники. Для этого предприятия ЖКХ планируется перевести на долгосрочное тарифное регулирование – в обмен они получат возможность возврата всех инвестиций «в рассрочку» (RAB-регулирование). После 2016 года использование долгосрочных тарифов будет обязательным. Но власти опасаются скачкообразного роста тарифов при вложении инвестором денег в предприятие. «Минэкономразвития России поддерживает введение долгосрочных тарифов в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения при условии ограничения темпов роста тарифов», — сообщил «Газете.Ru» начальник отдела МЭР Павел Азгальдов.

Проект госпрограммы предполагает, что стимулирующие меры позволят увеличить долю привлеченных средств в общем объеме капитальных вложений в тепло- и водоснабжение и водоотведение в 2015 году до 21%. В 2018 году и далее этот показатель должен достичь 30%. Для сравнения, в 2009 года эта доля была на уровне 5%.

Параллельно правительство намерено заставить граждан экономить ресурсы. Так, в 2013–2020 годах потребление воды населением и бюджетными организациями должно снизиться на 10%, в 2016–2017 годах – еще на 6,5%, в 2018–2020 годах – на 6,5%.

Для стимулирования экономии и снижения объемов перекрестного субсидирования предполагается ввести социальную норму на услуги ЖКХ – сверх нее будет взиматься повышенный тариф. С 2013 года такая система будет действовать в пилотных регионах для электроэнергии, с 2014 года правила станут обязательными на всей территории страны. Для водоснабжения и водоотведения данный принцип вступит в силу в 2015 году.

Пилотный проект уже реализуется в нескольких регионах, в том числе в Забайкалье. Там электроэнергия сверх нормы на 70% дороже. В социальную норму укладываются 70% граждан.