«Банкротства есть и будут»

Руководитель Ростуризма Александр Радьков рассказал «Газете.Ru» о предварительных итогах туристического сезона

Екатерина Брызгалова 01.10.2012, 09:40
Александр Радьков, руководитель Ростуризма РИА «Новости»
Александр Радьков, руководитель Ростуризма

Руководитель Ростуризма Александр Радьков о черных списках зарубежных отелей, схеме работы «Турпомощи», серии летних банкротств и предварительных итогах туристического сезона — в интервью «Газете.Ru».

— Завершился летний туристический сезон. Как оцениваете итоги?

— Основные итоги туристического сезона будут подведены позже, когда мы получим полную статистику. Но, по предварительным итогам первого полугодия, сезон был неплохим как с точки зрения роста количества внутренних туристов и иностранцев, которые к нам приезжали, так и с точки зрения выездного российского потока. Традиционно внутренний турпоток определялся основными направлениями — курортами Черноморского побережья, но многие туроператоры отмечали, что в этом году сезон был непростым. Наводнение в Крымске, безусловно, сыграло негативную роль в выборе этого направления, хотя город находится далеко от побережья и курортные зоны практически не пострадали. Были введены временные ограничения на пляжах Геленджика. Но в целом по стране наши туристы активно путешествовали: отдыхали в санаториях, в пансионатах, ездили в туры по России с культурно-познавательными целями. Хорошая динамика роста количества прибытий иностранных туристов: по ряду направлений средний рост составил 20%.

В основном это туристы из Германии, Великобритании, Франции, большой рост показывает Китай. В этом году у нас проходит много мероприятий в рамках Российского года туризма в Китае. Мы проводим активную рекламную кампанию по продвижению туристических возможностей России.

Также позитивную динамику въезда иностранцев демонстрируют страны Азии, Ближнего Востока, Япония. Выросло количество турецких туристов, что во многом объясняется отменой виз в прошлом году.

Традиционные рынки остались, просто динамика существенно увеличилась. Это результат успешной реализации рекламной кампании по продвижению российских туристических возможностей за рубежом.

Если в целом подводить итоги летнего сезона, то были и резонансные случаи, связанные с приостановлением туроператорской деятельности некоторых туристических компаний. Большая часть пришлась на конец летнего туристического сезона: «Эль Вояж», «Черри тур» и другие. Но новые законодательные инициативы позволяют минимизировать негативные последствия, которые возникают из-за банкротств туристских компаний.

— Можно ли утверждать на примере обанкротившихся компаний, что эти нормы эффективны?

— Финансовые гарантии теперь привязаны к реальному обороту компаний. Раньше максимальная планка финансовых гарантий составляла 100 млн рублей независимо от оборота. Сейчас если компания достигает определенного порога объема реализации турпродукта в сфере выездного туризма (более 250 млн рублей за отчетный год), то включается другая шкала расчета измерения финобеспечения — 12% от объема этих денежных средств. Для некоторых небольших компаний размер фингарантий, напротив, уменьшился.

На примере компаний, которые обанкротились в конце сезона, оценить эффективность поправок сложно: страховые компании выполняют свои обязательства. Надо отметить, что по оборотам это были небольшие компании и страхового покрытия в размере 30 млн рублей должно хватить. Но для крупных компаний такой суммы не хватит, и банкротство более крупных компаний большего размаха, как «Ланта тур», показало, что там не хватит и ста миллионов. Поэтому фингарантии должны исчисляться так, как прописано в законе, — из совокупного объема денежных средств от реализации продукта в сфере выездного туризма.

— Представители отрасли создают компенсационный фонд «Турпомощь». Расскажите, какое участие в создании фонда принимало Федеральное агентство по туризму?

Ростуризм оказывал всю необходимую методическую помощь инициативной группе туроператоров, которая объединилась специально с целью создания объединения. В настоящее время на проработке находятся необходимые нормативно-правовые акты — ассоциации будет присвоен статус всероссийского объединения туроператоров в сфере выездного туризма. С мая следующего года членство в нем для каждого туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, будет носить обязательный характер.

Создавалось объединение для того, чтобы туристы могли спокойно вернуться на Родину в случае возникновения экстренных ситуаций. Планируется, что в рамках этого объедения будет создан компенсационный фонд, сформированный из взносов туроператоров. Эти взносы будут составлять 0,1% от оборота компании. Минимальный обязательный взнос составит 100 тысяч рублей.

Но я хочу подчеркнуть, что институт финансовой ответственности никто не отменял. Туристы в любом случае законодательно защищены и смогут получить компенсацию от страховой компании за непредоставленные или некачественные услуги. К сожалению, большинство резонансных случаев возникают именно тогда, когда турист находится за границей, в беспомощном положении: гостиницы отказываются заселять туриста обанкротившейся компании или требует повторно оплатить проживание.

Если не оплачен обратный билет, турист не может вернуться домой. Задача фонда — оперативно решить вопросы с гостиницами и авиаперевозчиками. То есть сделать так, чтобы туриста эти проблемы не коснулись. Фонд будет самостоятельно разбираться со страховой компанией — получать компенсацию за затраты, которые были понесены для оказания помощи туристам.

— Как создание «Турпомощи» отразится на туристическом рынке? Сократится ли количество банкротств?

— Банкротства есть и будут. Это бизнес, и мы не сможем предотвратить банкротства на рынке. Для государства самое главное — создать эффективные механизмы защиты прав туристов. К работе по оказанию помощи туристам, пострадавшим в результате приостановки деятельности туроператоров «Эль-Вояж» и «Черри тур», уже подключилась «Турпомощь». Это был пробный шаг: ассоциация только проходит регистрацию, и компенсационный фонд будет сформирован в следующем году. Но люди, которые возглавляют эту ассоциацию, начинают проходить жизненную школу и пробуют решать такие кризисные ситуации. Надеемся, что в дальнейшем они будут это делать так же эффективно. Но пока приходиться вмешиваться государству, и Ростуризм взял на себя основную нагрузку по решению этих вопросов — организацию вывозных рейсов, проведение переговоров, достижение компромиссов.

К сожалению, в ряде случаев некорректно повели себя зарубежные гостиницы: зафиксированы случаи вымогательства денег в Болгарии. Туристам предлагали повторно оплатить проживание, им угрожали, обещали занести в мнимые «черные списки» и оказывали психологическое давление. Мы жестко пресекали и впредь будем пресекать такие ситуации. Турист не должен быть замешан в спорах хозяйствующих субъектов. У нас уже был опыт формирования «черного списка» отелей, в которых нарушаются права российских туристов.

Мы продолжим эту практику и будем рекомендовать туроператорам не иметь дело с этими отелями. Если отель принимает туриста по ваучеру, то принимает его на основании договорных отношений с туроператором и должен выяснять проблемы именно с ним. Но, если начинаются угрозы, отнимаются паспорта, удерживаются личные вещи, то есть незаконно ограничивается свободное передвижение туриста, это уже нарушение международных норм. Такие случаи необходимо жестко пресекать, многие вопросы этим летом нам удалось решить только благодаря вмешательству российских консульских служб.

— Кто будет контролировать «Турпомощь»?

— Сами члены «Турпомощи». Как у любой общественной организации, у нее будут выбраны органы управления и контроля над расходованием средств. Но механизмы деятельности и механизмы расходования денежных средств будут определяться нормативными документами правительства Российской Федерации.

— Перед кем-то еще нужно будет отчитываться?

— Будет создана специальная ревизионная комиссия, следящая за расходованием средств. Сформирован наблюдательный совет, в его состав войдут представители государства и общественных организаций, которые также будут причастны к тому, чтобы контролировать эффективность использования данных средств.

— Расскажите о подготовке конвенции Всемирной туристской организации ООН по безопасности туристов, о ее основных положениях и будет ли она эффективной.

— Россия была одним из инициаторов принятия такого международного акта, обязательного для всех участников, который позволял бы повысить защищенность туристов. Сейчас действует «Глобальный этический кодекс туризма», но это только декларация, и она носит необязательный характер. Принятие же конвенции будет способствовать тому, что турист не окажется заложником спора отелей и туроператоров. Необходимо разделить зону ответственности бизнеса и государства. К примеру, когда произошло извержение вулкана в Исландии, в Европе было парализовано воздушное сообщение, тысячи туристов не смогли попасть домой. Встал вопрос, что туристам в таких случаях делать: за чей счет они должны ожидать вылета в отелях, за чей счет их вывозить в случае наступления чрезвычайных ситуаций? У нас есть Министерство чрезвычайных ситуаций, но не во всех странах есть подобные структуры.

Важно, чтобы государство защищало иностранных туристов, которые находятся на его территории. Если мы видим ситуацию, в которой ущемляются права туристов, государство должно реагировать на эти события.

В конвенции будут прописаны варианты кризисных ситуаций, в которые может попасть турист, и механизмы, способствующие их разрешению. Принятие подобного нормативного акта — сложный процесс, так как международное законодательство имеет приоритет над внутренним. Каждому государству, которое ратифицирует эту конвенцию, необходимо будет внести изменения во внутреннее законодательства, гармонизировав его с международным. Процесс это длительный и непростой, и пока идет работа только над проектом конвенции, который будет представлен на рассмотрение всем заинтересованным сторонам. Необходимо разработать документ, который будет удовлетворять требованиям большинства стран, участвующим в работе над этим проектом.

— Летние банкротства затронули как крупные, так и малые туристические компании. Риск не зависит от масштаба бизнеса?

— На рынке выездного туризма есть хронические болезни, и появились они не сегодня и не вчера. Часть проблем возникла из-за кризиса в 2008 году, часть проблем возникла из-за амбициозной политики туроператоров, которая привела к демпингу на рынке, потому что на нем существует жесткая конкурентная среда. И в результате этой борьбы слабые игроки уходят с рынка.

Но этот уход очень болезненный и порою нецивилизованный — компания останавливает свою деятельность и бросает туристов. Есть проблемы, связанные с взаимоотношением туроператорского сообщества и авиаперевозчиков. Часто туроператоры жалуются, что авиаперевозчики ставят их в жесткие рамки по выполнению своих обязательств, связанных с бронированием чартерных рейсов. Туроператоры вынуждены, несмотря на слабую загрузку, проплачивать рейсы.

В такой ситуации очень важно научиться договариваться: авиаперевозчик также заинтересован в туроператоре, как и туроператор в авиаперевозчике. Туроператорскому сообществу нужно выработать единую позицию в переговорном процессе с авиаперевозчиком.

Еще одна причина банкротств — недальновидная или ошибочная финансовая политика туроператора, которая приводит к появлению больших долгов, которые перекрываются оборотными средствами от продажи путевок. Туроператоры живут в долг, и с учетом конкурентной борьбы, с учетом демпинга шансов выйти из этого положения у некоторых практически нет.

Вы правы, банкротства, которые были летом, не коснулись крупного бизнеса. С рынка ушли компании, которые имели не очень большие обороты, и рынок уход этих компаний пережил относительно безболезненно.

Много ли мы знаем компаний, которые разорились, торгуя бананами? Вряд ли, потому что это банан.

А банкротство на туристическом рынке в любом случае будет иметь резонанс в обществе, потому что там замешаны люди, которые оказываются за границей в беспомощном положении. Предотвратить банкротства мы не в состоянии. Это же бизнес, и государство не может гарантировать, что таких банкротств не будет. А вот условия для формирования защитных механизмов государство обязано создавать и создает. Мы оперативно решили вопрос с минимизацией негативных последствий от банкротств. Клиентов туристической компании «Эль Вояж» мы практически на следующий день вывезли из Египта — туристы сами удивлялись, потому что обычно этот процесс занимает достаточно длительное время. Также было и с «Черри тур», когда помощь была организована в считанные дни.

— Станет ли рынок саморегулируемым после создания фонда?

— На рынке этот фонд немного критикуют: почему одни должны платить за банкротство других? Но нужно понимать, что деньги, которые фонд тратит, будут возвращены и компенсированы за счет страховой компании, потому что финансовую ответственность никто не отменяет. Основная нагрузка и основные риски ложатся на страховые компании, которые, кстати, в последнее время стали более внимательно относиться к работе с туроператорами. Если раньше страховали всех, то сейчас пристально изучается финансовое состояние компании, ее риски.

В ноябре вступает в силу возможность регрессного иска со стороны страховых компаний к владельцам туроператорских компаний, которые так или иначе умышленно подошли к банкротству своих компаний. Если туроператоры сознательно идут на банкротство и бросают свои долги на объединение, они должны понимать, что будут отвечать за это своим личным имуществом. Это жесткая мера.

Кроме того, нам бы хотелось предложить внести изменения в Административный кодекс, чтобы ввести запрет на профессию для руководителей, которые умышленно банкротятся. Часто мошенники открывают компанию, собирают деньги и бросают людей. Компания банкротится, тут же открывается новая компания. Важно создавать для таких деятелей препятствия, чтобы они не могли клонировать себя под различными названиями.

— Уголовные дела на мошенников будут заводиться?

— Если будет определен состав преступления и классифицирован в качестве мошенничества, то да. По ряду туроператорских компаний в случае наступления банкротства мы направляем все материалы в УВД с просьбой проверить их деятельность. Были прецеденты, когда уголовные дела заводились, но это происходит не так часто. Всегда нужно предварительно разобраться, что это — умысел или действительно негативно сложившаяся экономическая ситуация.

— В новую сессию Госдумы от Ростуризма будут внесены инициативы по пересмотру законодательства?

— В этом году нет. Прежде чем выходить с предложениями по изменению действующего законодательства, мы должны посмотреть на правоприменительную практику. Жизнь не стоит на месте, рынок меняется, и закон будет меняться — не потому что он плохой, а потому что меняется ситуация на рынке. К примеру, в 2007 году вступили в силу изменения в закон, связанные с финансовой ответственностью туроператора. Прошло пять лет, и правоприменительная практика показала, что нужно вносить изменения в существующее законодательство. Основные поправки по-настоящему вступят в силу только в следующем году, поэтому нужно время, чтобы оценить их эффективность.

— Вопрос о том, что Ростуризм необходимо наделить дополнительными полномочиями, обсуждается уже давно. Если бы это произошло, каким образом могла бы измениться ситуация на рынке?

— Нужно ужесточать дисциплину на туристическом рынке, будь то полномочия Ростуризма или другого органа власти. Данные, которые предоставляют нам туроператоры, не всегда соответствуют действительности, и даже аудит компании не дает достоверных сведений. В таких случаях требуются дополнительные проверки, а это необходимо, потому что размер финобеспечения рассчитывается, исходя из реальных оборотов компании. Если финобеспечение будет рассчитано неправильно, то в случае банкротства денег на выплату всем туристам не хватит. Мы выступаем за усиление надзора и контроля над туроператорскими компаниями в части проверки достоверности сведений, которые они предоставляют.

— Каким образом сейчас можно организовать этот контроль?

— Ростуризм плотно взаимодействует с налоговыми органами. Если нам кажется, что информация, которую предоставил туроператор, занижена, то мы направляем письмо в налоговый орган с требованием провести проверку. У Ростуризма нет полномочий осуществлять эти проверки. Вступают в силу поправки и в Кодекс об административных правонарушениях, в который вводится административная ответственность за предоставление недостоверных сведений.

— Ростуризм перешел в ведение Министерства культуры. Как вам работается с новым начальством? Вы чувствуете изменения в работе?

— Переход Федерального агентства по туризму в ведение Министерства культуры придаст позитивный импульс развитию внутреннего и въездного туризма. Вместе можно более активно развивать культурно-познавательный туризм — второй по значимости после пляжного отдыха. Например, культурно-познавательный туризм — одна из главных мотиваций приезда туриста в Москву и Санкт-Петербург. Соединение культуры и туризма способно повысить мотивацию путешествий по России и у российских граждан, и у иностранных туристов. Кроме того, важно развивать событийный туризм — туриста уже не устраивает роль пассивного наблюдателя, он хочет быть активным участником событий.

— Как глобальные мероприятия, которые будут проводиться в России, повлияют на развитие туризма в стране?

— Они смогут оказать только положительное влияние. Проведение Олимпийских игр всегда дает колоссальный импульс для развития экономики региона. Сейчас ведется активное строительство в Сочи, что, конечно, доставляет временные неудобства туристам. После проведения Игр 2014 года Сочи превратится во всесезонный курорт. Город станет центром не только пляжного, но и зимнего, и делового туризма. Дело в том, что у нас летний сезон очень короткий, он длится фактически с мая по октябрь. Это тяжело для бизнеса, потому что нужно поддерживать инфраструктуру, нельзя распускать сотрудников, необходимо платить зарплаты, поэтому важно заполнять гостиницы и в низкий сезон. Благодаря строительству олимпийской инфраструктуры у Сочи появится уникальная возможность обогатить линейку своих турпродуктов новыми предложениями — горнолыжными курортами. Также в Красной Поляне можно будет проводить деловые мероприятия, форумы, конгрессы. Останется олимпийское наследие, и важно, чтобы все объекты, которые будут построены в рамках подготовки к Олимпиаде и после ее проведения были загружены, а все инвестиции, направленные на строительство инфраструктуры, окупились.

— Можно ли на Дальнем Востоке создать туристический центр?

— Наш Дальний Восток имеет колоссальные возможности для развития туризма. Саммит АТЭС-2012 проходил во многих российских городах, но во Владивостоке прошло основное мероприятие — встреча глав государств. В Хабаровске, уникальном по своей красоте городе, проходила встреча министров туризма стран АТЭС. Когда туда приехали мои коллеги, они были просто поражены чудесной архитектурой. В мире еще силен стереотип, что в России есть Москва, Санкт-Петербург, а дальше Сибирь, по которой ходят медведи. В Хабаровске они также увидели величественную реку Амур. Сейчас Китай очень много инвестирует в побережье реки Амур, в Большой Уссурийский остров, часть которого принадлежит Китаю, а часть России. Китайцы уже вложились в развитие туристской инфраструктуры, и нам нужно не отставать, продвигать эти проекты, развивать Дальний Восток, Сибирь. Сейчас об этих местах узнал весь мир, и для многих участников саммита АТЭС Россия открылась с другой стороны и произвела очень благоприятное впечатление.

— Основные сдерживающие факторы, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в российский туризм?

— Для любого инвестора важны гарантии окупаемости инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата будет способствовать привлечению инвесторов во все отрасли экономики, а не только в сфере туризма. Необходимо бороться с бюрократическими препятствиями и коррупцией на местах.

Россия крайне перспективна с точки зрения привлечения инвестиций — у нас 33 млн внутренних туристов.

Но катастрофически не хватает гостиниц, не хватает объектов развлечений, где люди с удовольствием потратили бы деньги. Для того чтобы решать эти проблемы, необходимо параллельно решать вопросы транспорта, логистики и аэропортов, стимулировать развитие внутренних авиаперевозок, ведь у нас фактически отсутствуют низкобюджетные перевозки.

Нужно решать визовый вопрос и облегчать получение российской визы. Надеюсь, что в ближайшее время Евросоюз проявит политическую волю и сделает более активные шаги в переговорном процессе об отмене виз с Россией.