Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Роснефть» поделила шельф со Statoil

«Роснефть» позвала в Арктику еще одну иностранную компанию – норвежскую Statoil

У российских частных нефтяных компаний остается все меньше шансов принять участие в разработке арктического шельфа. «Роснефть» пригласила в Арктику норвежскую Statoil и поделит с ней участки, которые ранее предлагались российским конкурентам. Эксперты оценивают появление нового иностранного партнера как удачу «Роснефти», а частникам советуют поторопиться и соглашаться на все условия госкомпании.

В субботу «Роснефть» и норвежская Statoil подписали соглашение, по которому компании совместно займутся освоением ресурсов российского шельфа Баренцева и Охотского морей, а также норвежского шельфа Баренцева моря. В частности, речь идет о Персеевском участке в Баренцевом море и участках Магадан-1, Лисянский и Кашеваровский в Охотском. Доля Statoil в совместном предприятии составит 33,33%, при этом норвежские инвесторы профинансируют геологоразведку, а также возместят «Роснефти» исторические затраты и 33,3% от стоимости расходов российской компании за оплату лицензий. Кроме того, соглашение предусматривает получение «Роснефтью» от Statoil единовременного бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа. Размеры бонуса не уточняются.

«Роснефть» также получает возможность приобретения долей в проектах Statoil в Северном и Баренцевом морях.

Помимо этого компании договорились провести совместные исследования возможностей разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов в Ставропольском крае (сланцевая нефть Хадумской свиты) и Северо-Комсомольского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (нефть повышенной вязкости).

«Готовность наших зарубежных партнеров осваивать российские месторождения говорит как об открытости нашего рынка, так и о благоприятных условиях для инвесторов, а допуск российской компании к участию в перспективных зарубежных проектах закладывает основы новых отношений в глобальной нефтегазовой отрасли», — заявил глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Президент Statoil Хелге Лунд в свою очередь отметил, что соглашение объединяет опыт обеих компаний и «является значительным шагом вперед в промышленном развитии северных территорий».

По словам Дарьи Козловой из Rye, Man & Gor Securities, вхождение Statoil в арктические проекты является позитивным решением для «Роснефти». «Очередное крупное СП улучшает инвестиционную привлекательность компании за счет привлечения необходимых денежных средств и технологий», — поясняет аналитик. Козлова отметила, что на данный момент оценить точное влияние проектов сложно из-за необходимости дополнительного подтверждения нефтеносности участков.

Баренцево море остается очень перспективным в плане запасов. «К примеру, в начале 2011 года Statoil, ENI и Petoro открыли Скрюгард — самое большое нефтяное месторождение в регионе со времен открытия Голиас в 2000 году, с потенциальными ресурсами 500 млн баррелей нефтяного эквивалента, — рассказывает эксперт. — А в начале 2012 года недалеко от него было обнаружено месторождение Хавис с запасами 200–300 млн барр. н. э. К тому же Statoil очень хорошо знает регион Баренцева моря, так как занимается его разведкой с 70-х годов».

Шельф Охотского моря, по словам Козловой, также выглядит многообещающе.

Statoil – третий зарубежный партнер «Роснефти» в Арктике.

Изначально партнером госкомпании по освоению арктического шельфа должна была стать британская ВР. В середине января 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для работы в Карском море. Однако российские акционеры компании ТНК-ВР, в которой ВР принадлежит 50%, – консорциум AAR (Alfa group, Access Industries, RenovaМихаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг) – выступили против. Они заявили, что альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им, британская компания должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР.
В мае 2011 г Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект. После этого «Роснефть» расторгла сделку.

Летом прошлого года стало известно, что партнером российской госкомпании станет ExxonMobil. По соглашению, подписанному 16 апреля 2012 года, Exxon примет участие разработке лицензионных участков в Карском море (Восточно-Приновоземельские -1,-2,-3), общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа.

Также американская компания войдет в проект разработки Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря. Его запасы могут достигнуть 1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента, однако как и в случае с Арктикой – это всего лишь предварительные оценки.

По словам вице-премьера Игоря Сечина, проекты в Карском море оцениваются в $200-300 млрд, черноморский проект — в $50 млрд. Ранее премьер-министр Владимир Путин также называл сумму в $200–300 млрд, но подчеркивал, что это лишь прямые инвестиции. А с учетом инфраструктуры, строительства необходимых сооружений и обустройства территории, затраты на проект могут составить $500 млрд.
Доля «Роснефти» в арктических и черноморском проектах составит 66,7%, Exxon – 33,3%.

В обмен Exxon предоставляет российской компании возможность приобретения доли в своих проектах. Американская «дочка» «Роснефти» Neftegaz Holding America Limited входит с 30-процентной долей в проект по добыче трудноизвлекаемой нефти в Западном Техасе (участки Ла Эскалера в Дэлаверском бассейне), а также получает право на приобретение такого же пакета в 20 блоках Exxon в Мексиканском заливе. Кроме того, канадская структура «Роснефти» RN Cardium Oil Inc получает 30% в участке Харматтан (пласт Кардиум, провинция Альберта в Западной Канаде). Этот проект связан с добычей сланцевого газа.

Также компании договорились о начале технического изучения разработки участков с трудноизвлекаемыми запасами нефти Ачимовской и Тюменской свит в районе Приразломного, Мамонтовского и Приобского месторождений Западной Сибири (общие запасы оцениваются в 1,7 млрд тонн нефти). В дальнейшем возможна совместная с Exxon разработка этих участков.

На этом «Роснефть» не остановилась и пригласила на шельф итальянскую Eni. В конце апреля компании подписали соглашение, которое подразумевает совместную разработку шельфа Черного моря ( Западно-Черноморский участок) и арктического шельфа (Федынский и Центрально-Баренцевский участки в Баренцевом море).

На каждом участке итальянские инвесторы получат по 33,33%, при этом они берут на себя финансирование геологоразведки. Общие запасы трех участков предварительно оцениваются в 36 млрд баррелей (около 5 млрд тонн) нефтяного эквивалента.

По словам Худайнатова, предварительный прогноз по совместным инвестициям, просчитанный на уровне рабочих групп, по Баренцеву морю составит $50–70 млрд на полное развитие, по Черному морю — около $50–55 млрд. Общие инвестиции на начальном этапе (геологоразведка) должны составить около $2 млрд.

Также «Роснефть» заявила, что приглашает к разработке шельфа и российские частные компании. Но условия выставила весьма жесткие: частным нефтяникам было предложено взять на себя расходы по геологоразведке, а кроме того, выплачивать «Роснефти» $0,25 с каждого барреля. Реализацией добытых углеводородов будет заниматься совместное предприятие, но на основании предложений «Роснефти».

Госкомпания условия официально не раскрывала, но неоднократно подчеркивала, что для всех партнеров они одинаковы. Из российских компаний пока работой на шельфе заинтересовался только «ЛУКойл», в настоящее время ведутся переговоры. По данным «Газеты.Ru», крупнейшую российскую частную нефтяную компанию не устраивают условия, в первую очередь доля, которую предлагает «Роснефть». «ЛУКойл» хочет добиться по меньшей мере соотношения 51% на 49%.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что переговоры по Арктике особенно активизировались в последние полтора месяца. «Если с Exxon все было решено еще прошлым летом, то соглашения с Eni и Statoil стали в некоторой степени неожиданностью, — говорит эксперт. – Вице-премьер Игорь Сечин (который лоббировал еще сделку с ВР) демонстрирует свои качества успешного переговорщика. Партнеры для «Роснефти» найдены, причем госкомпания получила весьма комфортные условия».

Алексей Кокин из банка «Уралсиб» предупреждает, что, если российские компании хотят поучаствовать в разработке шельфа, им стоит торопиться. «Иначе госкомпания просто все раздаст (Федынский и Центрально-Баренцевский участки, доставшиеся Eni, а также участки Персеевский, Кашеваровский и Магадан-1, которые получила Statoil, ранее предлагались российским частникам). Иностранные компании идут на условия «Роснефти», так как им важен доступ к арктическим ресурсам России, — подчеркивает Кокин. – Российские компании могут просто не успеть».

Новости и материалы
Доля юаня в расчетах через SWIFT установила новый исторический рекорд
В Германии задержали двух человек по подозрению в шпионаже в пользу России
Автомобиль протаранил самолет в аэропорту Якутска
Страны G7 заявили, что продолжат вводить санции против РФ
Ирина Безрукова раскрыла свое отношение к содержанкам
Западный инвестор рассказал, как украинские чиновники вымогают у него деньги
ВСУ пытаются вернуть позиции на одном из участков в зоне СВО
На Урале мужчине, изнасиловавшему и убившему школьницу, вынесли приговор
Российские банки выразили опасения из-за условий оплаты на маркетплейсах
Воронежский губернатор запретил жителям подходить к обломкам БПЛА
Военный эксперт рассказал о новейшем оружии ВСУ против Крымского моста
Новый тренер «Спартака» признался, что у него были разногласия с Абаскалем
Игорь Николаев рассказал о своем самочувствии после операции на сердце
ВС РФ сорвали ротацию ВСУ на Купянском направлении
Россиянин хранил в доме арсенал оружия и боеприпасов
Илон Маск прокомментировал статью о возможном поражении Украины
На границе с Казахстаном ограничили движение по трассе из-за наводнения
Политолог сообщил о конце эпохи неприкосновенности Израиля
Все новости