Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пять по шпалам

Модернизация железных дорог обойдется России в 5 трлн рублей на 10 лет

Модернизация железных дорог в России требует около 5 трлн рублей, оценил Владимир Путин, предложив РЖД разобраться с приоритетами и не исключив перехода на RAB-тарификацию перевозок. Монополия рассчитывала на меньшую сумму. Аналитики напоминают, что инвестиции в железные дороги за последние 8 лет превысили 5 трлн рублей, но эффекта не дали.

На модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется около 5 трлн рублей в течение 10 лет, сообщил премьер-министр Владимир Путин на отраслевом совещании в четверг. Деньги нужны на повышение транспортной доступности Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие подходов к основным морским портам, создание новых маршрутов к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году, расширение программы скоростного пассажирского сообщения, перечислил премьер.

Общий объем инвестиций, необходимых для развития железных дорог до 2020 года, ранее в РЖД оценивали в 4,138 трлн рублей. Из них 1,389 трлн рублей необходимы на развитие пропускной способностей магистралей, так как до 2015 года протяженность «узких мест» может достигнуть 14 тыс. км, а до 2020 года — 18 тыс. км.

БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности, и это сдерживает многие проекты развития в стране и в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, признал Путин.

«Мы теряем сегодня темпы выхода на новые рынки, российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать в полсилы на этом направлении. Накапливается упущенная выгода от неиспользованного транзитного потенциала, — пояснил премьер. — И мы с вами понимаем, что если речь идет о БАМе и Транссибе, это одно из стратегических направлений, это расширение наших возможностей в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

На достройку БАМа до 2020 года требуется около 870 млрд рублей (в ценах 2010 года, без НДС и без учета обновления тягового подвижного состава). Это позволит к 2020 году перевозить по БАМу до 88 млн тонн грузов в год в сообщении с портами Ванино-Совгаванского узла, то есть увеличить грузооборот более чем в 6 раз по сравнению с нынешним уровнем, подсчитали ранее в РЖД.

На совещании с Путиным глава РЖД Владимир Якунин уточнил, что объем инвестиций требуется в объеме 737 млрд рублей в ценах 2011 года, в том числе 268 млрд рублей в период с 2012-го по 2016 год.

Найти деньги на достройку БАМа Якунин предложил в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций на 208 млрд рублей с привлечением средств Фонда национального благосостояния.

Другой проект, на который нужны не меньшие инвестиции, — высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ).

В России в отличие от большинства европейских стран такого вида пассажирских перевозок не существует. «Сапсан» использует обычные железнодорожные пути и развивает скорость не выше 250 км/ч; поезда для ВСМ — до 400 км/ч, но такое движение требует строительства новых путей. Решение о создании ВСМ в России принято еще в 2010 году. РЖД разрабатывает два маршрута: Москва — Петербург и Москва — Екатеринбург.

Стоимость проекта ВСМ-1 (Москва — Петербург) оценивается в 696,2 млрд рублей в ценах 2010 года без НДС (с учетом инфляции 2011 года — 738,7 млрд рублей). Непосредственно само строительство обойдется в 627,5 млрд рублей, остальные затраты — это выкуп земли, проектирование и инженерные изыскания. Стоимость ВСМ-2 (Москва — Екатеринбург) предварительно оценивается почти в 1,234 трлн рублей в ценах 2010 года (без учета затрат на выкуп земли).

Проект ВСМ предполагается к реализации через государственно-частное партнерство. Концессионер возьмет на себя проектирование, строительство, частичное финансирование и содержание магистрали в течение жизненного цикла — 30 лет. Концедент — Росжелдор (плюс отдельные права получит РЖД) — частично профинансируют строительство и обеспечат возвратность первоначальных инвестиций во время эксплуатации дороги.

При паритетном участии в проекте ВСМ-1 государства и инвестора строительство этой магистрали обойдется в 1,384 трлн рублей (примерно $47 млрд). Из бюджета с учетом подготовки проекта должно быть выделено 592,8 млрд рублей (на строительство — 505,6 млрд руб.), а выплаты компании-концессионеру при эксплуатации с 2018-го по 2032 год составят 791,1 млрд руб.

О возможности участия в строительстве магистралей уже заявили консорциумы из семи стран. Заинтересованность в кредитовании проекта подтвердил ВЭБ.

Но правительство еще не приняло окончательного решения о финансировании строительства ВСМ.

Проект решения о строительстве ВСМ согласовали Минфин и Минэкономразвития. Но, как сообщил в конце марта Владимир Якунин в своем блоге, «профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее — построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа».

Возможно, выбирать между БАМом и ВСМ теперь не придется. Оценив бюджет проектов в 5 трлн рублей, премьер-министр предложил профильным ведомствам изучить инициативу РЖД по введению RAB-тарифов в железнодорожной отрасли.

Компания еще в 2010 году выносила на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011—2013 годы с расчетами по индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе методики RAB (regulatory asset base). Она гарантирует инвестору возврат инвестиций и доход на них в объеме, достаточном для обслуживания кредитов и получения прибыли.

Например, по ВСМ-1 экономическая норма доходности рассчитывается на уровне 12,82%, по ВСМ-2 — на уровне 10,1%.

«Считаю, что по аналогии с энергетическим рынком следует подумать о внедрении в железнодорожной сфере принципов экономически обоснованной доходности на инвестируемый капитал», — сказал Путин. По его словам, так можно будет сформировать правила игры на долгую перспективу и привлечь в отрасль «длинные» инвестиции, включая средства пенсионных и страховых фондов, российских и иностранных финансовых учреждений, ресурсы стратегических инвесторов.

Необходимо выстроить четкую линейку приоритетных проектов на долгосрочную перспективу и внести полную ясность с источниками их финансирования, заявил глава правительства на совещании.

С этим могут возникнуть сложности, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Идет очевидное торможение экономического роста как в России, так и в мире. Возможна вторая волна кризиса. Находить триллионы рублей в таких условиях — это из области нереального», — поясняет он.

Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов напоминает, что за последние 8 лет РЖД инвестировали в модернизацию инфраструктуры более $100 млрд. Параллельно с РЖД деньги вкладывали и частные инвесторы. «Суммарно за эти 8 лет вложено больше чем 5 трлн рублей, но где результат? — спрашивает аналитик. — Деньги перераспределены, они израсходованы. Как итог: суммарная перевозка пассажиров за эти 8 лет упала на 27%, суммарная погрузка грузов выросла на 1%».

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости