Изначально запланированная протяженность газопровода Nabucco (3900 км) сократится почти в два раза. Как пишет Financial Times, обновленный проект, получивший название Nabucco West, будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона, как предполагалось, а от турецко-болгарской границы.
Новый план уже представлен акционерам проекта (в проекте Nabucco с равными долями по 16,67% участвуют австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH) и получил одобрение большинства из них. Также обновленная версия была представлена британской ВР, которая не является акционером Nabucco, но заинтересована в транспортировке газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз.
Ранее ВР намеревалась проложить более короткий (около 1300 км) и более дешевый трубопровод, который с помощью существующей инфраструктуры свяжет Шах-Дениз с западом Турции, а затем через Болгарию, Румынию и Венгрию выйдет в Австрию.
Вице-президент ВР Эл Кук, комментируя новый проект Nabucco West, назвал его большим шагом вперед.
В Nabucco Gas Pipeline International GmbH говорят, что первоначальный вариант по-прежнему считается привлекательным. Окончательное решение пока не принято: просчитываются разные сценарии.
Nabucco сокращают из-за неопределенности с источниками газа,
объясняет глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Предполагалось, что газ пойдет из Ирана и Туркмении, но с Ираном Европа не может договориться из-за политических разногласий, а Туркменистан пока тянет время. Процесс осложняется отсутствием договора о разделе Каспия (именно с месторождений каспийского шельфа должны поступать основные объемы газа).
Пока договориться удалось только с Азербайджаном, но поставок оттуда (10 млрд кубометров) не хватит для заполнения газопровода, плановая мощность которого составляет 31 млрд кубов.
Из-за этого сроки ввода Nabucco в строй уже неоднократно переносились. В последний раз Nabucco Gas Pipeline заявляла об их смещении с 2015 года на 2017 год.
В связи с этим также рассматривается вопрос и о сокращении мощности трубы. В конце февраля сообщалось, что она может быть снижена в два раза.
«Технически поставки газа из Прикаспийского региона (в том числе и с Шах-Дениза) при сокращении протяженности Nabucco возможны за счет уже существующей сети газопроводов, — говорит аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. – Однако здесь возникает вопрос загруженности этих газопроводов». Если мощность Nabucco также будет сокращена в два раза, это будет хороший вариант.
По оценкам аналитика, сокращение мощности и протяженности Nabucco способно удешевить проект по меньшей мере в два раза. Изначально инвестиции оценивались примерно в 7,9 млрд евро, но прошлым летом появилась неофициальная информация, согласно которой оценка затрат выросла почти вдвое – до 12–15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы. «Сокращение затрат может оказаться даже более существенным: все будет зависеть от количества компрессорных станций и их мощности», — добавляет Полищук.
Проблемы Nabucco усиливают позиции его основного конкурента – российского проекта «Южный поток».
Если параметры Nabucco снизятся вдвое, это станет тактической победой «Газпрома», говорит заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.