Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Qiwi отключается от конкурентов

Qiwi с 15 марта 2011 года прекращает пополнение электронных кошельков «Яндекс.Деньги»

Владислав Новый 09.03.2011, 12:11
РИА «Новости»

Сеть терминалов Qiwi отказалась принимать деньги для пополнения кошельков в «Яндекс.Деньгах» и еще десяти сетевых платежных системах. Через терминалы в «электронные кошельки» приходит около 30% средств. В Qiwi объясняют решение намерением работать непосредственно с частными клиентами. Платежные системы обвиняют владельцев терминалов в монополизме и завышении тарифов.

Плажный сервис Qiwi с 15 марта 2011 года прекращает пополнение электронных кошельков «Яндекс.Деньги», «Рамблер Плюс», Delta Key, IntellectMoney, Money Money, MoneyMail, RBK Money, WebCreds, Webtransfer, Z-Payment, «Монета.Ru» в сети Qiwi и через Qiwi-Кошелек, сообщила пресс-служба компании.

Qiwi предоставляет все платежные сервисы клиентам напрямую, и это стало основной причиной изменения отношений с платежными системами, сказала «Газете.Ru» представитель платежного сервиса Наталия Кускова.

Возможности «Qiwi-Кошелек» перекрывают функционал других электронных платежных систем, объяснил «Газете.Ru» Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли.

По словам Кусковой, компания сохранит партнерство с теми сервисами, которые «дополняют линейку услуг Qiwi». В частности, отключение Webmoney не планируется, добавила она.

«Яндекс.Деньги» получили официальное уведомление об отключении от Qiwi на прошлой неделе. «Мы очень сожалеем, что Qiwi делает это поспешно и у нас нет достаточно времени, чтобы предупредить пользователей», — говорит представитель «Яндекс.Деньги» Ася Мелкумова. Она затруднилась назвать причину разрыва отношений с Qiwi. 10 декабря 2010 года базовая комиссия Qiwi при пополнении электронных кошельков поднялась с 2% до 6%, но общие комиссионные сборы в агентских терминалах Qiwi доходят до 20%, добавила Мелкумова.

«Терминалы Qiwi резко выбивались из тарифной политики партнеров «Яндекс.Деньги». Мы пытались договориться о более приемлемой комиссии, но Qiwi навстречу не пошли», — говорит представитель «Яндекс.Деньги».

Менеджмент Qiwi впервые заявил о разрыве отношений 28 февраля 2011 года, в тот день, когда «Яндекс.Деньги» анонсировал сервис, позволяющий пополнять электронный кошелек через банковскую карту без комиссии, вспоминает Мелкумова. Решение об отключении «Яндекс.Деньги» от сервиса не принималось за один день, парирует представитель Qiwi, добавив, что переговоры о комиссии были рабочим моментом, который решается без таких «резких движений» (как разрыв отношений между компаниями. — «Газета.Ru»).

Прибыль от отношений с «Яндекс.Деньги» не была существенной в общей структуре доходов Qiwi, говорит представитель компании. По словам источника в «Яндекс.Деньги», каналы пополнения электронных кошельков наличностью через терминалы составляет менее 30% от общего ввода средств в платежные системы.

За последний год «Яндекс.Деньги» отмечает рост объема денежных средств, введенных через банки. Таким образом аудитория реагирует на «не очень хорошие проценты» Qiwi, объясняет Мелкумова, не ожидая сокращения числа пользователей: «Клиенты будут переключаться на альтернативные способы пополнения электронных кошельков — через банкоматы, терминалы других сетей, салоны связи, где процент комиссии меньше в несколько раз».

Qiwi пытается утвердиться на рынке в качестве монополиста, объясняет заместитель генерального директора платежной системы Money Money Александр Воскобойников. «Компания присутствует во всех секторах рынка и пытается усложнить жизнь конкурентам», — добавляет он. Официального уведомления об отключении от Qiwi в Money Money еще не получали.

Компании постепенно прекращают принимать платежи в пользу друг друга с 1 ноября 2010 года, говорит Воскобойников: тогда Qiwi начала отключать партнерские сервисы, оставив возможность сотрудничества лишь тем компаниям, которые используют программное обеспечение Qiwi. Из-за этого региональным платежным системам приходится либо переходить на новое программное обеспечение, либо терять партнеров, говорит Александр Воскобойников.

Изменение стратегии Qiwi в первую очередь коснется пользователей «Яндекс.Деньги» за счет «федерального масштаба» платежной системы. Часть аудитории «Яндекс.Деньги» в регионах перейдет на Qiwi-кошелек, прогнозирует Александр Воскобойников. «Но в крупных городах, где есть альтернативные способы пополнения счета, мало что изменится», — ожидает он.