Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

«Все, кто имеет отношение к компании»

Медведев нашел ответственных за теракт в Домодедово

Петр Канаев, Владислав Новый 25.01.2011, 13:34
ИТАР-ТАСС

Череда негативных событий в Домодедово «заставляет задуматься о критических недостатках в работе аэропорта», заявил Дмитрий Медведев. За теракт ответят «все, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения», предупредил он. Режим безопасности аэропортов — дело МВД, недоумевают участники рынка и эксперты.

За нарушение норм безопасности в Домодедово должны ответить менеджеры и владельцы компании, управляющей аэропортом, считает президент Дмитрий Медведев.

«Череда событий на одном и том же объекте заставляет задуматься о критических недостатках в работе аэропорта», — подчеркнул президент на заседании коллегии ФСБ во вторник. Аэропорт должен создать все условия для досмотра и контроля пассажиров и багажа, пояснил он. «Поэтому нужно разобраться, было ли сделано это, а не просто спихивать ответственность на милицию», — отметил Медведев.

«Имеющиеся данные свидетельствуют, что была просто анархия: заходили из любых мест, а контроль передвижения в лучшем случае был частичным и не распространялся на тех, кто встречает пассажиров», — добавил президент.

Медведев напомнил и про ситуацию в Домодедово под Новый год, когда из-за плохой погоды пассажиры не могли вылететь из аэропорта, и о том, что несколько лет назад именно в Домодедово произошли теракты.

Аэропортом владеет группа «Ист Лайн». Генеральный директор аэропорта Вячеслав Некрасов был снят с должности меньше месяца назад — 30 декабря 2010 года — из-за транспортного коллапса в Московском авиаузле, вызванного ледяным дождем. Тогда в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево скопились тысячи пассажиров, из-за обрыва обледеневших проводов отключался свет, график вылетов сбился.

Накануне в Домодедово произошел теракт. Смертник привел в действие взрывное устройство у зоны таможенного контроля. Погибли больше 30 человек, более 100 получили ранения. Генеральная прокуратура по поручению президента начинает проверку Домодедово.

«То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. Такое количество взрывчатого вещества пронести или провезти — это нужно постараться», — заявил Дмитрий Медведев в интервью «Ведомостям» (беседа была показана по телевидению).

Президент видит в случившемся вину не только менеджеров «Домодедово», но и собственников.

«За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта. Это теракт, это горе, это трагедия», — заявил Дмитрий Медведев.

Управляющая компания Домодедово — группа «Ист Лайн». В течение двух лет компания спорила с Росимуществом. С 2004 года по 2006 год государство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн».

В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников.

Претензии к «Ист Лайн» традиционно подкреплялись «запутанной структурой собственности» Домодедово. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана (глава наблюдательного совета Домодедово).

По неофициальным данным, во время транспортного коллапса в Домодедово в конце декабря 2010 года основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры «Ист Лайна», а не топ-менеджмент.

«Если кто-то захочет использовать эту ситуацию для создания дополнительных проблем «Ист Лайн», то это возможно, — признает на условиях анонимности топ-менеджер российского аэропорта. — Но маловероятно».

Он считает возможные претензии к собственникам необоснованными. «Изменение режима проверки пассажиров на входе в аэропортовый комплекс возможно только с разрешения МВД, — напоминает источник в отрасли. — В крупных аэропортах режим проверки на входе иногда снимают из-за большого пассажиропотока. Но это не самостоятельное решение аэропорта».

Руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев скептичен в отношении претензий к владельцам и руководству Домодедово: «Государство, которое критикует аэропорты, магазины, вокзалы, метро за то, что там взрываются смертники, проносящие небольшую по объему сумку, выходит за рамки здравого смысла».

«Обеспечение обороны против террористов на последней линии — в аэропортах — подобно лечению рака в четвертой степени — в самый дорогой, болезненный и неэффективный момент», — говорит эксперт.

Эксперт ICAO Виталий Бордунов считает, что нет никаких юридических оснований для смены собственника аэропорта, так как «промахнулось государство».

«Я считаю, что к этому [к теракту] никакого отношения менеджмент не имеет. За все, что там [в аэропорту] происходит, несет ответственность государство. Если оно прошляпило, чего тогда делать козлом отпущения руководителя аэрпорта? Это несправедливо», — заявил Бордунов. По мнению эксперта, обеспечением авиационной безопасности должна заниматься «не милиция, а отдельная спецслужба, сотрудники которой по технологии ICAO обучаются в течение полутора лет».

Официальный представитель Домодедово Елена Галанова на вопрос о возможных изменениях в топ-менеджменте и структуре собственности Домодедово из-за теракта ответила: «Нет».

«Хочется поскорей увидеть список отставок руководителей силовых структур и органов безопасности. Он должен превышать список жертв», — написал на своей странице в Facebook политолог Николай Злобин

Ранее источники на финансовом рынке сообщали Reuters, что управляющая компания Домодедово готовится к первичному размещению акций на бирже. Объем предполагаемого IPO может составить $1 млрд. Возможные претензии со стороны чиновников и негативный информационный фон могут оказать влияние на планы «Ист Лайн», констатирует Олег Пантелеев.

«Если будут делаться оргвыводы со стороны руководства страны и отрасли — не всегда разумные, взвешенные и законные, — это может оказать влияние на планы по IPO», — сетует эксперт.