Департамент юстиции США подал иск против ВР и 8 компаний-партнеров нефтегазовой корпорации. По мнению американских властей, ВР и ее партнеры по работе на скважине Macondo — Anadarko Exploration & Production LP, Anadarko Petroleum Corporation, MOEX Offshore 2007 LLC, Triton Asset Leasing GMBH, а также подрядчики Transocean Holdings LLC, Transocean Offshore Deepwater Drilling Inc, Transocean Deepwater Inc и страховая фирма QBE Underwriting Ltd/Lloyd's Syndicate 1036 — виновны в разливе нефти в Мексиканском заливе (платформа взорвалась и затонула 22 апреля 2010 года). Компании обвиняют в нарушении двух законов — «Об охране чистой воды» и «О защите от нефтяных загрязнений».
По словам генерального прокурора США Эрика Холдера, истцы уверены, что причиной масштабной аварии на платформе Deepwater, спровоцировавшей экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, стали нарушения правил техники безопасности и норм эксплуатации.
«Мы намерены доказать, что ответчики несут неограниченную ответственность за понесенные правительством расходы по ликвидации последствий, за экономические потери и за нанесенный экологический ущерб», — заявил Холдер. «Неограниченная ответственность» подразумевает, что в иске не указывается сумма, а ее определяет суд в ходе процесса.
В материалах иска не фигурируют компания Halliburton, которая бетонировала скважину, и поставщик нефтесервисного оборудования Cameron International. Но правительственные юристы оговариваются, что расследование аварии не завершено: могут быть выдвинуты новые обвинения и привлечены новые ответчики.
Ранее Минюст США уже заявлял, что ВР должна быть оштрафована на $17,6 млрд, и это только штраф за нарушение закона «Об охране чистой воды»: компания должна будет заплатить $4,3 тыс. за каждый вылившийся в акваторию залива баррель. Это произойдет в том случае, если будет доказано, что имел факт халатности со стороны сотрудников компании. В противном случае выплаты составят лишь $1,1 тыс. на каждый баррель, то есть в целом $4,51 млрд.
В какую сумму может обойтись ВР нарушение закона «О защите от нефтяных загрязнений», пока неизвестно. По словам руководителя энергетической программы «Гринпис Россия» Владимира Чупрова, штрафы за разлив нефти масштаба катастрофы в Мексиканском заливе начинаются с $10 млрд. «Впрочем, компании с этим успешно борются», — отмечает эколог.
ВР заявила, что правительственный иск «не содержит юридических оснований считать обвинения состоятельными». Ранее корпорация опубликовала результаты собственного расследования, согласно которым солидарную с BP ответственность за аварию несет и подрядчик, компания Transocean. В отчете ВР говорится, что специалисты ВР и Transocean, работавшие на платформе Deepwater Horizon, неправильно оценили результаты теста на давление.
При этом команда Transocean, согласно отчету ВР, бездействовала на протяжении 40 минут с момента собственно аварии и начала реагировать лишь тогда, когда нефть показалась на поверхности воды.
Transocean заявила, что не согласна с претензиями правительства в свой адрес. «Ни одна буровая компания-подрядчик никогда не привлекалась к ответственности за утечки нефти по закону 1990 года о защите от разливов нефти», — говорится в заявлении Transocean. Ответственность, по словам подрядчика, целиком лежит на владельце и операторе — ВР.
Аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров полагает, что компании-ответчики могут в итоге заключить с властями США мировое соглашение. «Если будет принято решение об однозначной виновности компаний, оно станет прецедентным, и тогда на ВР и ее партнеров обрушится масса гражданских исков, — поясняет Назаров. — В этом случае компании попадут в крайне тяжелую ситуацию».