Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Транснефть» отключила Минск от Балтики

Белорусское правительство поссорилось с «Транснефтью»

«Транснефть» не смогла помешать транзиту венесуэльской нефти в Белоруссию по нефтепроводу Одесса — Броды. Но российской компании удалось заблокировать более выгодный для Белоруссии маршрут Полоцк — Вентспилс. Белорусская сторона собирается подавать в суд.

Решение латвийско-российской компании LatRosTrans о сливе технологической нефти из нефтепровода Полоцк — Вентспилс (северная ветка «Дружбы») вызвало бурную реакцию белорусских властей. В Минске рассчитывали использовать трубопровод для быстрой и дешевой перекачки венесуэльской нефти из порта Вентспилса на белорусские НПЗ.

Белоруссия понесла и финансовые потери: в нефтепроводе Полоцк — Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно $90 млн.

LatRosTrans предупредила о своих намерениях «начать вытеснение технологической нефти из нефтепровода Полоцк — Вентспилс» еще 16 ноября: компания распространила официальное заявление, в котором заявила о своем праве собственности на технологическую нефть и «законных правах» на ее изъятие из трубопровода. К сливу нефти LatRosTrans приступила на прошлой неделе, 25 ноября.

Уже на следующий день, 26 ноября, принадлежащий белорусскому правительству концерн «Белнефтехим» (отвечает за всю нефтепереработку в Белоруссии) заявил, что «вытеснение технологической нефти из магистрального нефтепровода Полоцк — Вентспилс лишает Белоруссию и Латвию перспективы его совместного использования». В «Белнефтехиме» также были возмущены тем, что к работам не были допущены сотрудники Новополоцкого республиканского предприятия по транспорту нефти «Дружба» (НРУПТН «Дружба»), хотя часть трубопровода проходит по белорусской территории.

Но конфликт на самом деле не белорусско-латвийский, а белорусско-российский — между Минском и российской «Транснефтью».

«Дочка» принадлежащей «Транснефти» АК «Транснефтепродукт» владеет 34% уставного фонда LatRosTrans — оператора нефтепровода. Пресс-секретарь российской АК «Транснефть» Игорь Демин первым сообщил о том, что нефтепроводы Полоцк — Вентспилс и Полоцк — Мажейкяй планируется законсервировать после слива из них технологической нефти. По словам Демина, решение о сливе нефти принималось на совете директоров LatRosTrans, которое проходило в начале ноября. Тогда представитель «Транснефти» объяснил это решение «высоким риском техногенной аварии»: труба, которая не эксплуатируется несколько лет, до сих пор находится под давлением, но не обследуется и не диагностируется, что может создавать определенный риск для экологии региона при возникновении аварийной ситуации.

На прошлой неделе «Транснефти» не удалось помешать прокачке нефти по другому нефтепроводу — Одесса — Броды — белорусским нефтепереработчикам. Венесуэльско-белорусский нефтяной транзит оказался слишком прибылен для Украины, и нефть пошла. А 25 ноября стало известно, что Белоруссия и Украина заключили соглашение о регулярном использовании Одесса — Броды с 2011 года.

Нефтяной транзит через Латвию по маршруту Полоцк — Вентспилс намного короче и выгоднее для Белоруссии, чем 674-километровый транзит по трубе Одесса — Броды.

Весь этот год «Белнефтехим» вел переговоры с латвийским «Вентспилс Нафта» по вопросу использования нефтяного терминала в порту Вентспилс и трубопровода Полоцк — Вентспилс для поставки нефти на белорусский «Нафтан». Были разработаны планы технических мероприятий для реализации проекта по прокачке нефти в направлении Белоруссии в течение одного года с минимальными капиталовложениями.

И фактическое перекрытие этого пути «Транснефтью» стало полной неожиданностью для белорусского руководства, говорит Павел Пчельник, юрист одной из белорусских компаний-нефтетрейдеров:

«Белорусское правительство думало, что раз удалось договориться о транзите с Украиной, то со странами Балтии тем более проблем не возникнет».

Теперь белорусская сторона готовится отстаивать свои интересы относительно нефтепровода Полоцк — Вентспилс в суде, но одновременно «Белнефтехим» призывает к сотрудничеству. В качестве одного из вариантов белорусский концерн предлагает вхождение НРУПТН «Дружба» в состав участников компании LatRosTrans путем внесения в качестве вклада в основной капитал ООО LatRosTrans принадлежащей белорусской стороне нефти, находящейся в магистральном нефтепроводе Полоцк — Вентспилс (той самой, которую сейчас сливают с подачи «Транснефти»).

Новости и материалы
Российский военный сбил украинский дрон мешком
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Все новости