Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева (для западного рынка Beriev Aircraft Company) совместно с ЦАГИ начал разработку гигантского транспортного суперсамолета, получившего условное название по показателю грузпоподъемности «проект 2500». Процесс займет 15–20 лет, заявил на завершающей конференции 8-й Международной выставки по гидроавиации «Гидроавиасалон-2010» генконструктор ТАНТК им. Бериева Виктор Кобзев. «На данный момент пока обсуждаем концепцию применения этого летательного аппарата, «проекта 2500». Вместе с ЦАГИ работаем над его совершенной моделью», — сказал Кобзев.
По его словам, рынок грузопассажирских авиаперевозок прирастает, даже несмотря на кризис, на 3–5% в год, поэтому скоро глобальные транспортные компании не смогут обойтись традиционными грузовыми самолетами. Если проект завершится успешно, детище авиастроителей будет способно осуществить беспосадочный трансатлантический перелет с большим грузом. «Раньше это были мечты, а сейчас для их реализации появились необходимые технологии, – отметил Кобзев. – Есть даже двигатели, правда пока за рубежом, способные нести такой самолет».
Но на конкуренции с ныне летающим «Русланом» Бериев останавливаться не собирается. «Мы смотрим не только на рынок крупногабаритных грузов, но и на морской рынок перевозок в контейнерах: с этим самолетом сможем его часть отнять у моряков», – добавляет Кобзев.
«То, о чем говорит конструктор, —
это самолет-амфибия. И хотя он сможет осуществлять взлет и посадку с аэродромов с твердым покрытием, но основной акцент делается на выполнение погрузки-разгрузки именно в портах»,
— говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. Теоретически, при относительно небольших инвестициях (по сравнению со строительством новых аэропортов), можно было бы обеспечить высокую пропускную способность и удобство для пассажиров и грузоотправителей. Но потребуется детально проработать логистику, условия стыковки существующих аэропортов, портовой инфраструктуры.
Проект самолета очень интересный, но пока говорить о его реализации преждевременно, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Заявленные в проекте технологии опережают современный уровень технического развития отечественной авиапромышленности, современный уровень науки и техники, да и современные потребности человечества.
«Это еще старый советский проект трансокеанского военного десантного самолета, машина гигантская, на который понадобится как минимум $5–6 млрд»,
— говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Денег этих у ОАК нет: компании еще предстоит выделить финансирование на амбициозный проект среднемагистрального самолета МС-21. К тому же в планах ОАК есть более реалистичный проект: наладить к 2018 году цикличное производство самых грузоподъемных сейчас в мире самолетов Ан-124 «Руслан». «Уже решили, что этот проект будет финансироваться из бюджета», — говорит Макиенко
«Грузовой самолет-амфибия — проект смелый, но пока это мечта», — считает Олег Пантелеев. По его словам, не стоит ожидать, что в ближайшее время такой самолет появится. Но говорить о том, что к ее реализации не нужно готовиться вообще, несправедливо, считает эксперт. Последние 15–20 лет наука и техника развиваются с постоянным ускорением, поэтому загадывать нельзя. «По мере того как у человечества возникнет проблема освоения ресурсов, расположенных в океанических акваториях (биоресурсы, природные ресурсы и т. д.), по мере того как будут развиваться насыпные или прочие острова, использование таких вместительных судов будет вполне разумно», — заключает Пантелеев.