В понедельник сразу несколько зарубежных изданий сообщили, что компания British Petroleum начала поиски стратегического инвестора. Британская Sunday Times пишет, что советники ВР пытаются заинтересовать мировые нефтяные компании и инвестиционные фонды в покупке 5—10% акций по цене $9,1 млрд, что примерно соответствует их нынешней рыночной стоимости.
По сообщению британского издания, ВР рассчитывает, что продажа такого пакета поможет ей сохранить независимость (на прошлой неделе эксперты JP Morgan выдвинули предположение, что контрольный пакет ВР может купить компания Exxon Mobil).
А вот британская же Guardian сообщает, что ВР ведет переговоры с кувейтским управлением по инвестициям: на данный момент управление владеет 1,75% ВР, сейчас речь идет об увеличении этой доли до 10%.
Если акционерный капитал компании «размазан» по миноритариям и мало кто владеет более чем 2% акций, как это происходит в случае с ВР, даже 10-процентный пакет дает очень большие возможности корпоративного управления, отмечает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. Иными словами,
владелец такого пакета реально сможет защитить компанию от поглощения. «Например, в нынешней ситуации держатель 10% может провести в совет директоров как минимум четверых, а при хорошем раскладе пять-шесть человек и даже более»,
— отмечает аналитик.
Выходящая в Абу-Даби The National сообщает, что ключевыми активами ВР заинтересовались ближневосточные инвесторы (правда, какие именно, не сообщается) и финансовые структуры региона могут оказать потенциальным покупателям свою поддержку.
«На Ближнем Востоке есть свободные деньги и интерес к технологиям ВР, — говорит Александров. — Прежде всего по подводному бурению, которое, может быть, в массах и дискредитировано, но специалисты компании и её техперсонал всё равно останутся на очень высоком счету».
Действительно,
несмотря на печальный опыт Мексиканского залива, ВР в ближайшее время намерена начать глубоководные работы на шельфе Ливии, причем одна из пяти скважин, соглашение о которых компания заключила с Ливией еще в 2007 году, расположена на глубине 1,7 км, что превышает глубину скважины в Мексиканском заливе.
Сами ливийцы явно не опасаются возможности повторения катастрофы. «Когда падает самолет, мы же не останавливаем полеты по всему миру», — сказал глава ливийской нефтяной компании NOC Шокри Ганем.
Возможная стоимость пакета, о которой пишет Sunday Times, находится у верхней границы текущей капитализации ВР (около $92 млрд). Деньги сейчас ВР отнюдь не помешают. После разлива нефти в Мексиканском заливе, случившегося в конце апреля и продолжающегося до сих пор, компания потеряла более $100 млрд (свыше 50%) своей стоимости. На ликвидацию последствий аварии ВР уже потратила $3,12 млрд, и это явно еще не конец. Кроме того, американские власти обязали British Petroleum внести в независимый фонд $20 млрд — эти деньги пойдут на возмещение ущерба пострадавшим от катастрофы. ВР пока не выплатила штрафы, но их сумма, по различным оценкам, может оказаться не меньше той, что потребовало внести правительство США.