Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

БАМ-2 на 800 миллиардов

БАМу нужна вторая ветка, уверены полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев и глава РЖД Владимир Якунин

БАМу нужна вторая ветка, уверены полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев и глава РЖД Владимир Якунин. Цена вопроса – 800 млрд рублей. Проект экономически не обоснован, но удобен, чтобы выбить побольше денег из бюджета, говорят эксперты.

«Постоянно растут объемы перевозок угля и руды из Амурской области, Якутии, Еврейской автономной области. К этому прибавляется еще и лес, черные и цветные металлы, контейнерные перевозки», — поделился на встрече с президентом РЖД Владимиром Якуниным проблемой Байкало-Амурской магистрали (БАМ) полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев.

БАМу нужна вторая ветка. В противном случае через каких-то десять лет этому направлению грозит перегрузка – объемы перевозимых грузов вырастут в три раза, уверен Ишаев. Строительство второй ветки, по расчетам полпреда, обойдется в 800 млрд рублей, но его это не смущает. Ведь если увеличить пропускную способность магистрали до 100 млн тонн, то можно начать перевозки угля с богатейшего Эльгинского месторождения в Якутии, железных руд из Якутии и Амурской области, леса.

«БАМ надо развивать. Эта железнодорожная магистраль поможет дальнейшему развитию Дальнего Востока, станет одной из точек роста производства в округе», — подытожил Ишаев.

Президент РЖД Владимир Якунин идею поддержал. «Если в 90-е годы прошлого века проблемой БАМа была его недозагруженность, то сейчас магистраль все чаще становится «узким местом» на пути продвижения грузов», – говорит Якунин. Еще два года назад глава РЖД говорил о необходимости модернизации и расширения БАМа на сумму 400 млрд рублей, но теперь не прочь поучаствовать в более масштабном проекте. Монополия уже ведет работу по подготовке обоснования необходимости реализации проекта БАМ-2. Строительство надо вести на принципах государственно-частного партнерства, предлагает президент монополии Якунин.

Впрочем, сама монополия вкладываться в проект не готова. «У РЖД для строительства второй ветки БАМа нет денег,

— говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. — Компания тратит все, чтобы переломить негативную тенденцию по старению основных фондов».

Частный бизнес тоже не рвется инвестировать в железнодорожную инфраструктуру. Представители компаний, присутствовавшие на совещании, говорят лишь, что готовы увеличивать производство, а соответственно и перевозку грузов, то есть продолжать нагружать существующий БАМ. Например, «Суэк» может увеличить перевозку до 25 млн тонн, а «Русал» под готов построить новые заводы и глиноземные и алюминиевые терминалы в портах. Очевидно, что задачу по финансированию проекта придется взять на себя государству.

Ишаев и Якунин не скрывают, что рассчитывают на прямую поддержку проекта из федерального бюджета.

Полпред уже попросил деньги у государства. «Я озвучил эту проблему при встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Президент поручил правительству проработать этот вопрос», — говорит он. Эксперты же считают проект экономически необоснованным.

Так же как и действующий БАМ, он никогда не окупится.

Себестоимость перевозок на тепловозной тяге даже по однопутной магистрали с двухпутными вставками, проложенной в сложных геологических и климатических условиях, более чем в 2,5 раза выше, чем перевозок по параллельной Транссибирской магистрали. «Когда ставятся такие амбициозные задачи, как БАМ-2 на первое выходит не возврат инвестиций, а то, что для грузоотправителей будет обеспечен гарантированный вывоз продукции. Это станет толчком для развития промышленности», - защищает проект Куротченко из ИПЕМ.

Но с этим согласны не все. «Первый БАМ создавался не по экономическим, а по геополитическим причинам: отношения с Китаем начиная с 70-х были не самыми лучшими. Вот и решили, что нам нужна дорога по другую сторону Байкала», — напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. А что касается перегрузок БАМа и будущего коллапса, то здесь Ишаев и Якунин слегка лукавят. По словам Николаева, БАМ до сих пор остается недозагруженным, серьезный рост перевозок по магистрали в последние месяцы объясняется эффектом низкой базы, а потенциала действующей дороги более чем достаточно, чтобы регион развивался. «Ишаев действует прагматично, в духе времени: главное — заявить проект побольше, и тогда в регионе появятся бюджетные деньги. Этот проект из этого ряда», — говорит Николаев.

Новости и материалы
Звезда сериала «Горький 53» рассказал, не мешает ли его работе перенесенный дважды инсульт
Названы два продлевающих жизнь доступных продукта
Apple готовит революционное обновление Siri на основе генеративного ИИ
Володин призвал полностью перестроить работу Министерства спорта
Названа вредная привычка, помимо курения, которая вредит легким
Врач Стружко: злоупотребление алкоголем повышает риск туберкулеза
В Донецке мирный житель пострадал при детонации взрывного устройства
iPad Pro c M4 оказался мощнее новейшего MacBook Air
Ольга Орлова ответила, поддерживает ли связь с Губиным
Джокович рассказал, что он чувствовал после попадания бутылкой в голову
Тело седьмого погибшего извлекли из-под завалов дома в Белгороде
«Уехали и уехали»: Сосо Павлиашвили об артистах-эмигрантах
Несколько взрывов произошло в Днепропетровской области Украины
В Харькове произошел взрыв
Стал известен исполняющий обязанности губернатора Курской области
МЧС показало видео спасения мужчины из-под завалов в Белгороде
Шесть тел достали спасатели из-под завалов жилого дома в Белгороде
Бородина раскрыла, как часто Омаров видится с дочерью
Десять человек доставили в полицию после массовой драки подростков в Саратове
Все новости