Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

South Stream не делится

Газпром и Eni договорились, что Electricite de France войдет в «Южный поток», однако не смогли решить, кто же поделится с французами своими акциями. Российский холдинг предсказуемо не хочет размывать свою 50-процентную долю. Эксперты объясняют это опасениями «Газпрома», что в случае спорных ситуаций EdF объединится скорее с итальянцами, чем с русскими.

«Газпром» договорился с итальянской Eni о вхождении в проект «Южный поток» французской Electricite de France (EdF). Соответствующий меморандум российская и итальянская компании подписали в четверг. «Присоединение к проекту компании EdF подчеркивает важность для Европы создания дополнительных маршрутов поставки газа из России – самого крупного и надежного экспортера углеводородов на рынок континента», – отметил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Однако пока остался неясным главный вопрос – кто из основных акционеров «Южного потока» поделится с французами своими акциями.

Изначально реализация проекта планировалась на паритетных началах (по 50% «Газпрому» и Eni), однако, когда EdF заявила о своем желании присоединиться к «Южному потоку», ей было решено предоставить 10% акций.

Уже после подписания меморандума о вхождении EdF в проект глава Eni Паоло Скарони заявил, что пока неясно, у кого из первоначальных участников «Южного потока» французская компания будет выкупать свою долю. По его словам, это должно быть определено в ходе дополнительных переговоров (следующий этап которых состоится 11 декабря в Венеции). При этом Скарони подчеркнул, что речь идет не о властных играх, а о чисто коммерческой проблеме.

Эксперты полагают, что «Газпром», скорее всего, захочет сохранить 50-процентную долю в проекте. «Сам замысел газопроводов «Южный поток» и «Северный поток» подразумевает, что «Газпром» будет владеть как минимум половиной акций,

— говорит аналитик УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. – Монополия должна контролировать газовые потоки, иметь возможность принимать решения и проводить свою политику, иначе проекты теряют смысл».

«Потоки» с самого начала задумывались как газотранспортные пути, которые снизят зависимость России от Украины, через которую российский газ идет транзитом в Европу. Именно поэтому размер доли в этих проектах принципиален для «Газпрома»

Eni предлагала разделить долю EdF – чтобы каждый из основных акционеров продал французам по 5%. Однако Александров полагает, что в итоге «Газпром» все равно оставит свою долю за собой.

«У монополии появилась возможность снизить долю Eni, сохранив собственную. В то же время для итальянской компании важны не столько контроль и влияние, сколько итоговый финансовый результат, — объясняет эксперт. – Так что, скорее всего, Eni уступит».

А вот по мнению Дмитрия Лютягина из ИК «Велес Капитал», «Газпром» хочет сохранить 50% еще и потому, что не до конца уверен в своих зарубежных партнерах. «Дело не в том, что они не надежны, просто в случае возникновения спорных ситуаций высока вероятность того, что EdF встанет на сторону Eni, а не «Газпрома», — поясняет аналитик. – В этом случае, если у российского холдинга будет менее 50%, он сможет только блокировать решение партнеров, что сужает пространство для маневра».

Как отмечает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, результат переговоров будет зависеть от жесткости позиции договаривающихся сторон. «Преимущество здесь за российской компанией, — полагает политолог. – Роль «Газпрома» в проекте (поставщик газа) позволяет ему не уступать.

Кстати, стороны не определились окончательно не только с тем, кто будет продавать свои акции EdF, но и с размером пакета, который получит французская компания. Паоло Скарони сказал, что этот вопрос пока не решен, а Алексей Миллер говорил, что доля EdF может составить и больше 10%.

По словам Дмитрия Лютягина, здесь все будет зависеть от того, каким объемом средств располагает EdF и способна ли французская компания представить интересные активы. Причем речь идет не о прямом обмене активами, а о том, что EdF предоставляют возможность приобрести пакет в «Южном потоке», а взамен французская компания дает возможность купить что-то из своих активов. «EdF говорила о том, что готова расплачиваться за получаемый посредством «Южного потока» газ собственной электроэнергией, — напоминает Лютягин. – Для того чтобы ее реализовать, нужен актив во Франции. Так что теперь многое будет зависеть от того, готова ли EdF выставить на продажу интересный актив».

Новости и материалы
Подразделения «Южной» группировки уничтожили до 500 украинских военных
В ЦСКА отреагировали на обвинения в подкупе судей в Кубке УЕФА сезона-2004/05
Лукашенко заявил, что обнимался с ядерной боеголовкой
Стало известно о личных и психологических проблемах Евгения Кунгурова
В Минобороны отчитались о работе сил ПВО в России за сутки
В МО РФ заявили, что подразделения западной группировки войск заняли более выгодные позиции
В России начали тестировать сервис по выявлению связей криптовалюты с фиатом
Меган Фокс появилась на вечеринке Machine Gun Kelly после слухов о расставании
В новую военную доктрину Белоруссии попало упоминание о Польше
Из МГТУ «Станкин» эвакуированы более четырех тысяч человек
В Москве на круизном лайнере застряли 200 пассажиров и экипаж
Бабкину раскритиковали за злоупотребление пластикой и уколами красоты: «Как трансвестит»
Песков оценил решение Канады разрешить Airbus использовать российский титан
КНДР поучаствует в ПМЭФ
На Украине задержали блогера, который призывал сопротивляться мобилизации
Старые смартфоны Samsung получат Android 14 и Galaxy AI с нейросетями
Суд смягчил для «Макфы» арест активов
Американцы массово отказываются от покупки новых iPhone
Все новости